18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куратор Жан-Юбер Мартен вновь играет без правил, смешав на выставке в Гран-пале все эпохи и жанры

№41
Материал из газеты

От первобытного искусства и сатиры XVI века до кино, комиксов и арт-объектов

Что может быть общего у «глазастого идола» из Месопотамии, насквозь пробитой брони, которая не уберегла офицера в Ваграмской битве в 1809 году, и изящно изрезанного холста Лучо Фонтаны? Ничего, разве что дырки.

Дырки так дырки. Но в случае выставки Карамболяж в Гран-Пале неправильных ответов быть не может, потому что куратор Жан-Юбер Мартен предоставляет зрителям, да и себе тоже, полную свободу: его кураторская концепция заключается в ее отсутствии. Никаких тем и хронологий. Смотрите, фантазируйте, восхищайтесь, негодуйте. Словом, получайте удовольствие от искусства.

«Карамболяж» — это французский бильярд без луз, где главное — ударить своим шаром в два других. Примерно по тем же правилам устроена и выставка. Произведения искусства у Мартена взаимодействуют по формальному принципу. Идут одно за другим, как кадры в нарративном фильме. Никакого родства культур, жанров или стилей. Более того, куратор старался отбирать работы, нетипичные для своего времени. Как, например, вынесенный на афишу выставки фламандский сатирический диптих XVI века неизвестного автора. Во Франции в нем сразу бы разглядели, скорее всего, раблезианские традиции, но у Фландрии хватает и своих скабрезностей, которые питали местную иконографию. От саркастической кисти художников не уходила ни одна человеческая слабость.

Экспрессивность — главный пропуск на выставку Юбера. Помимо этого смотрел куратор и на актуальность произведения искусства, чтобы оно перекликалось с днем сегодняшним. На выставке нет даже привычных табличек с названием и краткой аннотацией — они перенесены на отдельную стену, чтобы не отвлекать от «здесь и сейчас». Так, по соседству оказались Франсуа Буше и Альберто Джакометти, Рембрандт и Ман Рэй, Альбрехт Дюрер и современная французская художница Аннетт Мессаже и еще более 150 работ, начиная с железного века и заканчивая веком уже XXI.

Жан-Юбер Мартен, один из первооткрывателей московского авангардиста Ильи Кабакова для европейской арт-сцены, специалист по современному искусству и ценитель африканских художников, а кроме прочего, автор проекта Шанель. По законам искусства в ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор 2-й Московской биеннале, с этой выставкой идет ва-банк.

Мартен уверен, что прежняя выставочная модель, которая опиралась на историю искусства, устарела. Сегодняшний зритель, его вкусы формируются под влиянием кино, комиксов, медиа и Интернета, поэтому необходимо найти новый формат, новую выставочную структуру, которая апеллировала бы к эмоциям. Музейщики наверняка будут журить Мартена за потакание вкусам массового зрителя, но его идея наверняка придется по вкусу коллекционерам-любителям. Ведь Карамболяж — это, по сути, и есть богатое хаотичное собрание, про которое обычно говорят: «Покупаю все, что нравится».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+