18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стали известны подробности реконструкции Михайловского дворца

Пресс-конференция директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, прошедшая в петербургском отделении агентства Интерфакс 3 марта, первоначально планировалась как дежурный рассказ о выставочных планах музея в 2016 году — но продлилась полтора часа и по большей части была посвящена планам реконструкции главного здания музейного комплекса, Михайловского дворца. К существующим с 2002 года планам перекрытия его двух внутренних дворов в последнее время привлечено большое внимание, поэтому вторым участником пресс-конференции стал Алексей Васильев — генеральный директор Фонда инвестиционно-строительных проектов, выступившего заказчиком проекта.

Недавно вернувшийся из Вены с открытия выставки «Русские авангарды: от Шагала до Малевича» в Альбертине, директор Русского музея посетовал, что вышедшая на первый план история планируемого строительства и связанного с ним переезда части музейной коллекции обросла огромным количеством недобросовестных публикаций. Между тем решение о начале работ будет принято только в конце марта. «Я не мог поверить, что есть возможность вернуться к финансированию этого проекта в наши не самые лучшие времена», — сказал Владимир Гусев и пообещал провести экскурсию для журналистов, показав те самые злополучные внутренние дворы.

Проект реконструкции Михайловского дворца, которая необходима для нормального существования музея, возник после празднования 100-летия Русского музея в 1999 году и не вызывал ни у кого принципиальных возражений. В случае его реализации добавится 1,5 тыс. кв. м полезной площади, в том числе рекреационное пространство в 600 кв. м с кафе, магазинами и гардеробом, пандус и три лифта обеспечат маломобильным посетителям доступ ко всем разделам экспозиции, появится конференц-зал, увеличиваются размеры реставрационных мастерских. При этом интерьеры и внешний вид останутся в полной сохранности — Владимир Гусев неоднократно повторил, что не будет никакого вторжения в россиевский замысел и изменений во внешнем виде дворца. По его словам, придуманный Михаилом Филипповым в начале 2000-х проект отличался такой тонкой красотой и изяществом, что это вступало в противоречие с нуждами музея и музейщиков. В нынешнем варианте проект становится спокойнее по стилистике и в целом делается более функциональным.

В 2005 году в письме Русского музея в адрес Министерства культуры перечислялись четыре объекта, реставрируемые и реконструируемые на средства МБРР (Всемирного банка): помимо внутренних дворов Михайловского дворца, это зимний сад Мраморного дворца, Георгиевский зал и кордегардии Михайловского (Инженерного) замка. Три упомянутых проекта были осуществлены качественно и в срок. Реставрация помещений в Инженерном замке позволила перевести туда из Михайловского дворца целиком два фонда музея — скульптуры и нумизматики, всего 175 тыс. единиц хранения. Также в Инженерном замке готово место под будущий центр русской графики, который образуется из музейных фондов графики и гравюры. Начало реконструкции главного музейного здания и выделяемые на нее из бюджета средства позволят завершить оборудование помещений и продвинуть реализацию этого интересного и важного музейного проекта.

Теперь музею необходимы две государственные гарантии — полное финансирование переезда, а также содействие в поддержании на время ремонта уровня заработной платы сотрудников. Если работы начнутся в 2017 году, часть Михайловского дворца может быть закрыта на два года, при этом работающим остается примыкающий к нему Корпус Бенуа.

То же подтвердил и выступивший следом Алексей Васильев. Он сообщил, что в конце 2015 года Всемирный банк, несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию, согласился рассмотреть возможность профинансировать проект реконструкции Михайловского дворца, отложенный в 2005 году на неопределенный срок, при условии его реализации за три года. Обращение во Всемирный банк согласовано с российским Министерством финансов, и решение будет принято до конца марта. По условиям МБРР это должен быть тот же проект, что был рассмотрен и одобрен специалистами банка в 2002 году, а переезд фондов из Михайловского дворца обеспечивается из российского бюджета. Владимир Гусев оценил затраты на перемещение фондов в сотни миллионов рублей, добавив, что существуют различные комбинации: «Сейчас все обсуждается. Это же не слоников на комоде переставить!»

Если Всемирный банк не одобрит выделение средств, то проект не будет реализован. Отвечая на вопрос о финансировании, Алексей Васильев сказал: «Средств Всемирного банка осталось не так много — это $2,5 млн. Остальное будет добавлено из бюджета, но мы предполагаем, что стоимость проекта не превысит $30 млн».

Первого марта Главгосэкспертиза России сообщила об утверждении проекта. Как рассказал заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капремонту Владимир Баженов, проект 2002 года практически не изменился: он переработан с учетом новых требований и нормативов по пожарной безопасности. «То, что красиво нарисовал Филиппов, абсолютно не проходило по стандартам, у него было много стекла и дерева», — пояснил он.

Сейчас архитектор Михаил Филиппов не сотрудничает с проектной организацией «Ленполпроект», которая сделала переработку его эскизного проекта 2002 года. Исчезло из него и планировавшееся Филипповым использование для экспозиции чердачных помещений, изменилась форма конференц-зала. Нынешний проект Владимир Баженов определил как неавторский, пояснив: «Все было сделано немного приземленнее». Алексей Васильев решительно заявил: «Нам все равно, кто архитектор. Авторство этого проекта — это „Ленполпроект“». Хотя, по мнению многих, два проекта принципиально отличаются друг от друга.

Перейдя к вопросу о перспективах музея, Владимир Гусев рассказал о развитии филиалов — как виртуальных, так и реальных, как в России, так и за рубежом. Открытый в марте прошлого года филиал в Малаге на сегодняшний день посетило уже более 100 тыс. человек. Политическая ситуация отчасти заставляет музей менять свои географические приоритеты: в этом году направление культурной экспансии — Китай, где готовится большая выставка русского искусства и подыскивается место под китайский филиал музея в Пекине или Шанхае. Не так давно было объявлено о создании в Гаване полноценного представительства Русского музея вслед за виртуальным филиалом, открытым в Национальном музее изящных искусств. По словам Гусева, есть соглашение с Министерством культуры Кубы о передаче Русскому музею семиэтажного здания в центре Гаваны, но документы пока не подписаны, хотя уже существует концепция многофункционального пространства с центром изучения русского языка и реставрационными мастерскими.

Несколько дней назад в новом дизайне открылся сайт Русского музея, и Владимир Гусев заверил, что коллекция музея по примеру таких крупнейших институций, как Метрополитен и Тейт, будет со временем полностью оцифрована и доступна онлайн.

Материалы по теме:
Ашрафа Файада не казнят
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+