18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Манеже состоялось вручение IV Ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia

Вчера, 17 марта, в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялось торжественное вручение IV Ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia. Премия традиционно присуждается по пяти номинациям, совпадающим с рубриками газеты: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад».

Собравшихся приветствовала основатель премии и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова, отметившая в своей речи, что «каждый раз мы решаем сложнейший вопрос, кого из представителей художественного сообщества выбрать, чтобы публично выразить им свою признательность. Здесь, в зале, присутствуют те люди — кураторы и чиновники, реставраторы и издатели, музейщики и исследователи, меценаты, усилиями которых написаны книги и отреставрированы памятники, открыты выставки и новые музеи, и я их всех хочу поблагодарить. Усилиями этих людей формируется российская культура и продвигается за рубежом. Все, что ими сделано, — это истории яркие, впечатляющие, имеющие большой резонанс и у нас, и во всем мире. Все собравшиеся здесь — самые важные, самые лучшие люди. Но регламент премии заставляет нас выбирать».

Итак, лауреатами премии стали…

…в номинации «Музей года» — Музей современного искусства «Гараж»

В 2015 году музей переехал в новое здание — бывший павильон ресторана «Времена года», реконструированный по проекту голландского архитектора Рема Колхаса и его бюро ОМА. В новом пространстве музей осуществил ряд масштабных проектов, включая ретроспективу Луиз Буржуа, а также ведет обширную исследовательскую и образовательную программу.

Премию получал директор музея Антон Белов. В своей речи он отметил, что за минувший год «Гараж» привлек полмиллиона посетителей. Также Белов сожалел, что нет номинации «Музейный директор года»: победа в этой номинации должна была бы достаться, по его мнению, Наталье Самойленко, недавно уволенной с поста директора Государственного музея-заповедника «Царицыно» и перешедшей на работу в Российскую государственную библиотеку.

…в номинации «Реставрация года» — икона XII века «Богоматерь Боголюбская»

Премию получили Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Реставраторы центра завершили многолетнюю работу над иконой, им удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. Приз вышли получать генеральный директор Центра им. И.Э.Грабаря Александр Лесовой (на фото справа) который в своей речи отметил фундаментальное значение труда реставраторов, реставратор высшей категории Александр Горматюк (на фото слева) и директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова (на фото в центре).

…в номинации «Личный вклад» — Cтелла Кесаева

Cтелла Кесаева — президент Stella Art Foundation, троекратный комиссар российского павильона на Венецианской биеннале (2011–2015), коллекционер, меценат, поднявшая наше представительство на международной сцене на новый профессиональный уровень. В своем выступлении она подчеркнула, что главное — это художники, без которых ничего бы не было, и эту премию она разделяет с ними.

…в номинации «Книга года» — серия «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение»

Выходящая с 2003 года единственная в своем роде серия, из книг которой можно составить универсальную библиотеку по искусству. Приз вышла получать Галина Ельшевская — куратор и редактор серии. В своей речи она пошутила: «Страшно приятно, когда издаешь книги, а их кто-то читает». В формате видеообращения собравшихся поблагодарила и глава издательства Ирина Прохорова.

…в номинации «Выставка года» — «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее

Более 100 произведений живописи и около 150 произведений графики великого русского художника вошли в экспозицию выставки. Ее готовили несколько лет. Она побила все рекорды посещаемости: 485 тыс. человек пришли посмотреть на картины Серова.

Так как директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова находится в командировке, приз вышла получать ее заместитель Марина Эльзессер. «Мы продлевали сначала время работы — удлиняли дни, потом мы объявляли „Ночь Серова“, потом мы продлили выставку еще на неделю после того, как она должна была закрыться. Мы всячески старались удовлетворить тот интерес, то желание посетить выставку, которое мы наблюдали и чему были рады», — отметила она.

Зельфира Трегулова также обратилась к собравшимся по видеосвязи из Лондона, где 17 марта в Лондонской портретной галерее открылась выставка «Россия и искусство. Эпоха Толстого и Чайковского»: «Мне хочется выразить благодарность всем сотрудникам Третьяковской галереи, которые многие годы работали над проектом, посвященным Валентину Серову. Это универсальный художник, и мы хотели сделать выставку, которая была бы обращена ко всем. Выставка отразила то, что сейчас происходит в обществе. Для людей посещение музеев и знакомство с искусством становится, без преувеличения, жизненной необходимостью».

Стратегическим партнером премии выступил Газпромбанк Private Banking. В фойе Манежа были представлены автомобиль BMW 7 серии и уникальные работы камнерезной пластики и украшения ювелирного дома MaximiliaN London. Партнерами премии также стали отель  The St.Regis Moscow Nikolskaya, ювелирно-аксессуарный бренд Gourji, бренды Beluga и Beluga Hunting, флористическая компания Florentin и минеральная вода «Этруска». Информационными партнерами в этом году выступили телеканал «Культура», информационное агентство ТАСС, газета The Moscow Times, информационный интернет-ресурс Buro 24/7 и гуманитарное радио «Серебряный дождь».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+