Куратор проекта New Luxuries: Less+More in an Age of Austerity/Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма — одна из основателей амстердамской студии дизайна Droog Ренни Рамакерс — привезла в Москву 50 объектов, которые знакомят с культурой посткризисного потребления: экономичной, экологичной и… ироничной. Droog по-голландски значит «сухой». Так в 1993 году создатели студии (историк дизайна Ренни Рамакерс и дизайнер Гийс Бакер) определили свое отношение к дизайну, и с тех пор под этим брендом появляются вещи, отмеченные лаконизмом, изобретательностью и юмором, который должен обеспечить особый эмоциональный контакт с владельцем даже самого обыденного предмета, будь то шкаф, стул или обычная солонка.
Студия, хоть и является формально голландской, сотрудничает с дизайнерами со всего мира, в том числе с такими звездами, как американец Стефан Загмайстер. В штате же студии постоянно работает всего два человека, остальные специально приглашаются для каждого нового проекта. «Требования ко всем кандидатам — оригинальная концепция и легкое сумасшествие», — поясняет Рамакерс. Этот принцип оказался ключом к успеху компании: многие объекты Droog стали иконами дизайна 1990-х, например люстра 85 лампочек (Руди Грауман) или комод из кучи стянутых ремнем ящиков (Тейо Реми). По мнению Рамакерс, подобные вещи являются своего рода комментариями к изобилию, чрезмерному потреблению, претенциозности, сопровождающими работу дизайнера. Точнее, сопровождавшими: экономический кризис последних лет кардинально изменил эту ситуацию, и в 2000-х самоограничение стало не просто игровым творческим риемом, но вынужденной мерой, с которой столкнулись многие дизайнеры и их заказчики. В этих условиях работа Droog со вторсырьем, устаревшими и ненужными предметами стала привлекать еще больше внимания.
Помимо проектирования, студия Droog занимается и разными образовательными проектами, публикует свои тексты и регулярно устраивает передвижные выставки собственной коллекции, в которой сегодня около 200 предметов более ста дизайнеров. Как объяснила директор Московского музея дизайна Александра Санькова, выставка в Манеже уникальна тем, что собиралась в сотрудничестве с российской командой и рассчитана именно на отечественного зрителя, к «скупой» голландской роскоши непривычного. Санькова утверждает, что проект футуристический и что «новая роскошь» — это то, с чем еще придется иметь дело, когда запас природных ресурсов будет окончательно исчерпан.
Действительно, фигурирующая в подзаголовке «эпоха аскетизма» с потребительским размахом нашей столичной жизни пока не ассоциируется. Однако экономисты прогнозируют голодные годы, и, кто знает, может, московским любителям роскоши прививка голландской скромности окажется в скором времени весьма полезна… Рамакерс смиренно проповедует: «Настоящая роскошь в нашем шумном мире — это не золото, бриллианты и мрамор, а тишина, комфорт, удобство, любимые вещи, дела и люди».
Музей дизайна с самого начала заявлял о своей просветительской миссии, взять хотя бы пока не реализованную идею мобильного музея-автобуса, курсирующего по городам и весям. В рамках выставки Новая роскошь проходят лекции дизайнеров — участников проекта и куратора, рассказывающих о своих принципах проектирования, сегодняшней этике потребления, о бережном отношении к природе и материалам. И о том, что именно своеобразие авторского приема, а вовсе не избыточная дороговизна производства характерны для современного luxury-дизайна.
Московский музей дизайна/МВО «Манеж»
New Luxuries/ Новая роскошь
Москва
До 12 января