Парижская Биржа, La Bourse de Commerse, станет центром современного искусства и домом для коллекции Франсуа Пино — об этом в среду на пресс-конференции во французской столице объявила мэр города Анн Идальго.
79-летний французский миллиардер, владелец Christie’s и один из крупнейших в мире коллекционеров современного искусства получил от города историческое здание сроком на 50 лет. Мощная ротонда XVIII века площадью 13 тыс. кв. м находится в двух шагах от Лувра, в самом центре исторического района Ле-Аль — места со сложной репутацией и дорогого парижским властям по всем параметрам.
«Ожидается, что музей откроется к концу 2018 года и сыграет важную роль в возрождении района, а также повысит международную привлекательность Парижа», — заявила Идальго. Название пока не выбрано, но функции будущего музея Франсуа Пино обрисовал. Здание станет не только домом для его собрания, но и для художников, с которыми коллекционер планирует сотрудничать еще плотнее. Образовательные и педагогические междисциплинарные программы (изо, музыка, театр, литература, кино) для самой широкой аудитории он также назвал в качестве приоритета.
«Много лет я лелеял мечту создать международную сеть, внутри которой бы шел обмен художественными произведениями, идеями, предложениями и взглядами. С открытием этой площадки моя мечта становится реальностью. Проект соединит Венецию и Париж, установит постоянные и тесные отношения, и они будут развиваться в одном направлении», — заявил на пресс-конференции Франсуа Пино.
Реконструкцию здания миллиардер доверил великому японцу Тадао Андо, своему любимому архитектору, который занимался всеми его венецианскими площадками. Работы должны начаться в конце года. Их стоимость оценивается в €100 млн, но это сегодняшняя сумма, и наверняка она будет расти, учитывая сложность реконструкции. По итогам выставочные площади займут около 4 тыс. кв. м, также в здании предусмотрен конференц-зал, оборудованный по последнему слову техники. Директором назначен Мартен Бетено, нынешний руководитель Палаццо Грасси, который теперь будет совмещать управление проектами в Париже и Венеции.
В Венецию Франсуа Пино перевез свою коллекцию в 2006 году. Напомним предысторию. Французский миллиардер намеревался открыть центр современного искусства на острове Сеген в парижском пригороде Булонь, там, где когда-то был завод Renault. Архитектором должен был стать Тадао Андо. Но многомиллионный проект, как это часто случается во Франции, увяз в бюрократических согласованиях. В 2005 году терпение предпринимателя лопнуло, и он хлопнул дверью, тем более что власти Венеции ждали его с распростертыми объятиями. Казалось, что ноги его в Париже больше не будет, но нет. Два года назад его главный соперник Бернар Арно открыл здание Фонда Louis Vuitton в Булонском лесу, и Пино вновь потянуло во французскую столицу. Слухи о том, что он снова подыскивает место для своей коллекции, ходили все это время.
Сегодня в Венеции у коллекционера три выставочные площадки: старинный особняк Палаццо Грасси на Гранд-канале для моновыставок (сейчас там развернута первая в Италии ретроспектива Зигмара Польке), бывшее здание морской таможни Пунта делла Догана для коллективных экспозиций произведений из коллекции и Театрино, площадка для показов и дискуссий. В коллекции Пино, которую он собирает с 1972 года, более 3 тыс. произведений искусства, и она постоянно пополняется. За десять лет в Венеции было показано примерно 40% работ — остальное, вероятно, мы увидим в Париже.