В 2015 году число посетителей восьми выставок, организованных Музеем императорского дворца в Тайбэе, перекрыло количество посетивших выставки ассамбляжей Анри Матисса в Нью-Йорке, пейзажей Клода Моне в Токио и работ Пабло Пикассо в Рио-де-Жанейро. Несмотря на то что в год празднования 90-летия тайваньского национального музея общая его посещаемость слегка снизилась, ряд самых разных выставок, прошедших здесь, возглавил ежегодный обзор мировых выставочных хитов.
Более 12 тыс. человек в день приходили в прошлом году в Музей императорского дворца. Популярностью пользовались такие разные экспозиции, как искусство китайских художниц XVI–XVII веков, изображения рыб, произведения мастеров переплетного дела. Показ картин их земляка, тайваньского художника Чэнь Чэнбо, сочетавшего в своем творчестве западную и восточную эстетику, стал самой посещаемой в мире выставкой. Художник — один из тысяч убитых в кровавой расправе 1947 года на Тайване, десятилетиями считавшейся запретной темой.
Картины мастеров, чье имя стало брендом, по-прежнему собирают очереди из ценителей искусства. Поздние произведения Клода Моне из парижского Музея Мармоттана — Моне привлекали в Токийский городской художественный музей более 10 тыс. посетителей в день. Жанровая живопись, включая работы Вермеера, Рембрандта и Тициана, привезенная в Национальный художественный центр Токио из Лувра, оказалась чуть менее популярной: 7640 человек в день.
Выставка испанских художников (Пикассо, Дали, Миро), прибывшая в Культурный центр Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро из мадридского Центра искусства королевы Софии, интересовала более 9500 зрителей в день. Несмотря на экономический кризис, состоятельный фонд Банка Бразилии продолжал устраивать впечатляющие бесплатные выставки. Работы Василия Кандинского из Государственного Русского музея собирали толпы в Бразилиа, Сан-Паулу и Белу-Оризонти: более 1 млн человек побывали на выставке, совершавшей турне по этой южноамериканской стране.
Богатый музей Фонда Louis Vuitton Бернара Арно собрал по всему миру выставку, которой мог бы позавидовать любой государственный музей. Ключи к страсти объединили работы современных художников из нью-йоркских Музея Гуггенхайма и Музея современного искусства (МоМА), лондонской Тейт, Центра Помпиду в Париже, Музея Мунка в Осло, а также Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Русского музея. Мощную выставку в здании, построенном Фрэнком Гери в Булонском лесу, приходили посмотреть 4100 человек в день.
В числе мировых лидеров по-прежнему Джефф Кунс с ретроспективой 2014 года из нью-йоркского Музея американского искусства Уитни. В 2015 году она переместилась в Центр Помпиду и стала самой посещаемой выставкой во французской столице (5000 человек в день). Но еще более популярным Кунс оказался в Музее Гуггенхайма в Бильбао. В городе, где стоит его гигантская цветочная скульптура Щенок, ретроспектива ежедневно собирала по 5182 человека. Выставки двух любимцев публики (и рынка) — Джеффа Кунса и Жан-Мишеля Баскиа — помогли музею в Бильбао обойти по посещаемости нью-йоркский Гуггенхайм более чем на 200 тыс. человек.
Лидером нью-йоркской арт-сцены остается МоМА. В Музее современного искусства прошло 14 из 20 самых посещаемых выставок в США. Показ работ Роберта Гобера (5380 человек в день) затмил неоднозначную выставку певицы Бьорк (5221 человек в день), хотя на последнюю билеты продавались по сеансам. У МоМА в 2015 году появился еще один конкурент — Музей американского искусства Уитни, в мае открывший новое здание по проекту Ренцо Пьяно. Первая в новых залах выставка экспонатов из собственной коллекции музея Америку трудно увидеть оказалась самой посещаемой за всю его историю. На нее приходило 5352 человека в день, что почти на 30% больше, чем на выставку Кунса в 2014 году. Самую же популярную в Нью-Йорке выставку 2015 года Китай. Зазеркалье (6581 посетитель в день) организовал Институт костюма Метрополитен-музея.
Вот и Ай Вэйвэй доказал свою многолетнюю модность: посещаемость его выставки в лондонской Королевской академии художеств составила более 4300 человек в день. Возникший визовый вопрос лишь еще сильнее разрекламировал имя китайского художника. Между тем в Лондон из Метрополитен-музея наконец прибыла выставка покойного кутюрье Александра Маккуина, побившая рекорд кассовых сборов в Музее Виктории и Альберта (почти 3500 посетителей в день). У Тейт Модерн в этом году скромные результаты посещаемости, лучше всего публика принимала показы Марлен Дюма и Агнес Мартин. Самые популярные бесплатные выставки в 2015 году проходили в галерее Saatchi, где современное искусство чередовалось с представлением элитных брендов.
Отдельного упоминания заслуживает британский художник Дэвид Шригли. Его необычный юмор хорошо приняли в Австралии: инсталляция с писающим натурщиком привлекала в Национальную галерею Виктории в Мельбурне свыше 5600 посетителей в день. А Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA) доказал, хотя вряд ли это нуждается в доказательстве, что существует аудитория, восприимчивая к сочетанию искусства с музыкой. Более 3400 человек в день приходили в музей посмотреть видеоклип Стива Маккуина к новой песне Канье Уэста All Day/I Feel Like That, показ длился всего четыре дня. В сравнении с ним видео Часы Кристиана Марклея покажется просто «закрытым показом»: на протяжении двух месяцев его смотрело по 500 человек в день.
Серия терактов осенью прошлого года серьезно сказалась на посещаемости парижских музеев. После ноябрьской трагедии закрылись многие институции, были отменены школьные экскурсии. Общий результат Лувра сократился примерно до 8,6 млн посетителей в год (9,2 млн в 2014 году). Посещаемость Центра Помпиду снизилась на 12,5% до 3 млн человек. Показатель Музея Орсе остался на уровне 2014 года, а вот число гостей Пале-де-Токио выросло — более 820 тыс. человек в 2015 году.
Несмотря на трудный год, Лувр сохранил за собой звание самого посещаемого музея мира. На втором месте по-прежнему лондонский Британский музей, вход куда бесплатный (6,8 млн человек против 6,7 млн в 2014 году). Национальная галерея в Лондоне переместилась с третьего в 2014-м на пятое место из-за ряда забастовок ее служащих. Соответственно, на одну строку в рейтинге поднялись Метрополитен-музей, принявший 6,5 млн человек, и Музеи Ватикана с более чем 6 млн гостей. Целого миллиона посетителей недосчиталась в прошлом году лондонская Тейт Модерн (4,7 млн человек). В июне этого года должно открыться новое здание галереи, что, вероятно, придаст новый импульс ее работе.
В 2015 году в нашем рейтинге дебютируют три частных музея. Музей Брод в Лос-Анджелесе, открывшийся в конце сентября, привлек за остаток года более 200 тыс. посетителей. Фонд Louis Vuitton в Париже — еще одна сила, с которой теперь придется считаться: в год своего открытия он принял почти 1 млн человек. В июне в Москве, в здании, перестроенном Ремом Колхасом, вновь открылся Музей современного искусства «Гараж» Дарьи Жуковой, за полгода его посетило свыше 538 тыс. человек. Но возглавляет группу «частников» миллиардер Карлос Слим: в созданном им Музее Соумайя в Мехико в 2015 году побывало более 1,6 млн человек.
*Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В таблице приведены их суммированные показатели.