18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скульптуры из Берлина обнаружились в Москве

Искусствоведы узнали о местонахождении 59 скульптур итальянского Возрождения из коллекции берлинского Музея Боде, ранее считавшихся утраченными в ходе Второй мировой войны, — они хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. Речь идет, в частности, о работах Донателло, Луки делла Роббиа, Никколо и Джованни Пизано. Об этом сообщает Фонд прусского культурного наследия.

Скульптуры находились среди прочих произведений искусства в зенитном бункере в районе Фридрисхайн в восточной части Берлина. В мае 1945 года здание пострадало от пожара, многие работы, предположительно, были уничтожены огнем, в том числе полотно Караваджо «Святой Матфей». Оставшиеся перевезли в Москву.

В течение десятилетий у немецких историков искусства не было представления о том, что пропало в огне, а что оказалось в Советском Союзе. Вместе с тем с 2005 года немецкие и российские музейные специалисты занимаются расследованием судьбы произведений искусства, пропавших в обеих странах. О том, что в Москве находится 59 ренессансных скульптур, стало известно на симпозиуме, который прошел во Флоренции 3 мая.

«Большая часть скульптур повреждена, некоторые из них сохранились лишь во фрагментах, — рассказал куратор коллекции итальянского Возрождения в Музее Боде Невилл Роули, вошедший в исследовательскую группу. — В том состоянии, в котором они находятся сейчас, они не могут быть показаны публике. Однако есть планы выставить скульптуры в Пушкинском музее после их восстановления».

На сайте ГМИИ им. Пушкина говорится, что с 2015 года реализуется совместный с Музеем Боде проект «Донателло и исчезнувший музей», реставраторы из Германии и России провели серию встреч, посвященных восстановлению скульптур. Часть коллекции Музея Боде, который является правопреемником ныне не существующего Музея кайзера Фридриха, была передана в Берлин в 1959 году в рамках программы по возвращению перемещенных ценностей.

«Участие берлинских специалистов поможет российским реставраторам, так как в Берлине до сих пор сохранились оригинальные формы, снятые со скульптур для выполнения гипсовых слепков. Эти формы несут важнейшую информацию о первоначальном виде памятников», — отмечают в ГМИИ.

В Пушкинском музее обещают провести выставку после завершения масштабной реставрации и оставить наиболее значимые скульптуры в постоянной экспозиции. Кстати, на днях здесь завершилась выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», на которой воссоединились произведения Лукаса Кранаха Старшего из собрания замка Фриденштайн в Готе — привезенная из Германии часть и та, что оказалась в коллекции ГМИИ.

Вопрос о перемещенных в результате Второй мировой войны культурных ценностях довольно чувствителен для обеих стран. В России он регулируется законом «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», согласно которому «все перемещенные культурные ценности, ввезенные в Союз ССР в осуществление его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории Российской Федерации… являются достоянием Российской Федерации и находятся в федеральной собственности».

Периодически некоторые вещи передаются из Германии в Россию и наоборот. В их числе — витражи церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере и решетки петергофского дворца Марли с двуглавыми позолоченными орлами и вензелем императора Петра I.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+