18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Зайцев: «Завод и уличное искусство — это единое целое»

В Музее уличного искусства в Санкт-Петербурге в разгаре летний сезон. О том, как стрит-арт проник на стены действующего Завода слоистых пластиков, TANR рассказал Дмитрий Зайцев, петербургский промышленник, меценат и основатель музея

Завод слоистых пластиков на востоке Санкт-Петербурга начал работу в 1945 году, сперва было производство электрических изоляторов, а в 1956 году он перешел собственно к слоистым пластикам, отделочному материалу. Музей стрит-арта Санкт-Петербурга был основан здесь в 2012 году по инициативе инвестора завода Дмитрия Зайцева. Сейчас территория музея делится на две зоны: публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия, и постоянную коллекцию монументальных росписей на стенах, «муралов», современных уличных художников Паши 183, Тимофея Ради, Кирилла Кто и других. Значительное количество фресок находится внутри действующих цехов. Предприятие занимает почти 11 га промышленной зоны. По приблизительным подсчетам, это около 200 тыс. кв. м поверхности, которая отдана под работы уличных художников со всего мира.

Как появилась идея создания музея стрит-арта, да еще и на заводе?

Идея музея пришла после просмотра фильма «Выход через сувенирную лавку» известного андерграундного художника Бэнкси. У нас на территории завода было несколько зданий, в которых мы хотели устроить музей современного искусства. Фильм, так сказать, поставил точку, и мы остановились на стрит-арте. К тому же оказалось, что в Европе нет музея стрит-арта, так как это искусство запрещенное. И мы оказались первыми, кто его создал.

Музей подразумевает сбор, изучение и хранение предметов искусства. Как эта система работает у вас?

У нас есть постоянная коллекция, которая находится на территории действующего завода. Мы расписываем фасады, стены производственных цехов, а также размещаем инсталляции. Главная идея — превратить завод в музей, а музей — в завод. В прошлом году мы даже делали выставку «Искусство производства. Производство искусства». Мы считаем, что завод и уличное искусство — это единое целое. На заводе оно продолжает жить, мы не вырываем его из контекста улицы. На мой взгляд, современные музеи часто превращаются в кладбища искусства. Если вырвать предмет из контекста, произведение умирает. А для уличного искусства это вообще невозможно, в таком случае оно перестает существовать.

Что для вас идеальный музей уличного искусства?

Идеальное место для уличного искусства — это, конечно же, улица. В мире есть масса примеров, целые расписанные районы: в Лондоне это Шордич, в Нью-Йорке это бруклинский Бушвик... В этом смысле мы не единственные. Просто мы хотим придать этому систему, а именно сделать собрание уличного искусства культурной институцией.

Кто в музее занимается выбором художников?

У нас до сегодняшнего момента не было системы при выборе художников. Мы их просто приглашали. Сейчас как раз мы выбираем куратора для того, чтобы придать экспозиции более системный характер.

То есть сначала стали расписывать стены, а потом уже пришла идея объединить все это в музей?

Я, честно говоря, и не помню, что было раньше. Основной мотив был такой, что в серых стенах жутковато находиться. Потом я понял, что, когда приобретаешь такое большое предприятие, постепенно становишься рабом этой лампы, и от этого никуда не деться. Заводу 60 лет — он старый и серый. Что-то в жизни хочется менять.

Вы привлекаете не только российских художников?

Да. Голландцы, немцы, много французов. Зимой была выставка, которую делала целая бригада французских художников.

Рассчитываете ли вы, что когда-нибудь ваша коллекция будет иметь коммерческий успех?

Коммерция в данном случае не является целью, тем не менее да, конечно. Стрит-арт — это элемент девелопмента. Стрит-арт повышает стоимость недвижимости, и опять же есть примеры. Один из районов в Риме, Остиенсе, совершенно депрессивный район, где было социальное жилье. Художники начали систематически его расписывать, и в течение пяти лет стоимость недвижимости там выросла в два раза.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+