18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сарайный ордер

№45
Материал из газеты

Дешевые, практичные, остроумные — такие проекты предлагает Архитектурная биеннале в Венеции

XV Международная архитектурная биеннале в Венеции под девизом ее куратора чилийца Алехандро Аравены Вести с передовой стала не парадом звездных гениев-одиночек, а каталогом доступных практических идей и подходов, позволяющих архитекторам внести свою лепту в борьбу с экономическим кризисом, решать проблемы массовой миграции и беженцев, удешевления строительства и улучшения качества жизни в неблагополучных регионах. При этом многие участники биеннале показали, что к этим задачам можно подойти остроумно и небанально.

В главной выставке Вести с передовой участвуют 88 архитекторов из 37 стран, 50 из них — впервые, а 33 участника моложе 40 лет, что для архитекторов почти детский возраст. Кроме того, свои выставки показывают 65 национальных павильонов, в том числе Россия. Это меньше, чем на художественной биеннале, но достаточно, чтобы считаться главной архитектурной выставкой мира.

49-летний Алехандро Аравена, обладатель главной профессиональной награды — приза Прицкера, прославившийся проектами социального жилья, явно стремился вывести на сцену своих земляков из Латинской Америки, а также из других стран со схожей судьбой мировой архитектурной периферии. Неудивительно, что международное жюри отметило «Золотыми львами» бразильcкого патриарха, лидера брутализма, виртуоза необработанного бетона Пауло Мендеса да Роша (за вклад) и парагвайца Солана Бенитеса, признанного лучшим архитектором на нынешней биеннале.

Сетчатая арка-свод из грубых кирпичей лауреата Бенитеса — один из самых заметных экспонатов выставки. Эта конструкция хороша тем, что позволяет не только сэкономить материал, но и использовать труд неквалифицированных рабочих там, где трудно найти квалифицированных. Из ряда строительных новшеств и разработка инженеров Массачусетского технологического университета: они придумали собирать своды — то ли пещеры, то ли паруса, — как паззл, из уже готовых деталей, рассчитанных на компьютере, элементы сцепляются друг с другом всухую и не требуют каркаса и связующего раствора.

Сам Аравена тоже показал пример экономии, представив гигантскую инсталляцию из 100 т спрессованного мусора, оставшегося от прошлой художественной биеннале, причем отходы у него выглядят благородным природным материалом вроде известняка, а гроздья арматуры похожи на эстетскую скульптуру. Художники давно уже научились превращать мусор в искусство — теперь очередь за архитекторами. Как выясняется, нет такого сора, из которого не могло бы вырасти здание или целый город.

И это не прихоть, а насущная необходимость. «Нам нужно строить дома для миллиона людей каждую неделю — не дороже $10 тыс. каждый. В одну лишь Германию в прошлом году приехал миллион беженцев. Но это только Германия, а в мире каждую неделю миллион людей переселяется в города, и нужно создать им достойные условия для жизни», — так определил Аравена одну из главных задач для своих коллег из разных стран в интервью TANR.

Причем этот еженедельный миллион нужно не просто разместить, но и адаптировать к новым условиям, создать минимальный комфорт, в том числе психологический. Идеи находятся рядом, в местных традициях, будь то монгольские юрты, которые предлагается пристраивать прямо к многоэтажкам, или индийские матерчатые шатры, которые легко поставить в поле, или же плавучие конструкции из лагосской лагуны (за проект такой плавающей школы нигерийско-голландское бюро NLÉ получило «Серебряного льва»). Среди самых оригинальных мыслей, как улучшить городскую среду, — идея создать звуковую архитектуру, увеличить количество колокольного звона на душу населения, ее предложил участник выставки из Испании.

Даже сэр Норман Фостер, самый звездный из «стархитекторов», автор знаменитого дома-огурца в Лондоне и амбициозного проекта Апельсин для Москвы, выступил в этот раз в жанре малых дел, показав вместе со своими студентами «дронопорт» — крошечную площадку для приземления дронов, которые в бедствующей Африке более уместны для доставки продуктов и прочего, чем самолеты или вертолеты.

И вот ирония судьбы: наш соотечественник Борис Бернаскони, в 2008 году наскандаливший на Венецианской биеннале своим сатирическим памфлетом против фостеровского Апельсина в Москве (в результате так и не осуществленного), сейчас как будто поменялся ролями со своим прежним противником. Бюро Bernaskoni представило на выставке MATREX — многофункциональное здание в подмосковном Сколкове, российской резервации современной звездной архитектуры. Даже трехметровый макет этой футуристической башни с офисами, концертным залом, садом, музеем, ресторанами, в разрезе напоминающей матрешку, выглядит вызывающе роскошно на фоне «бедных» коллег. По мнению Аравены, «менее очевидное поле боя архитектуры — перестать строить посредственное жилье, победить банальность. Работа Бернаскони как раз про это».

Куратор каждому нашел доброе слово, в том числе второму российскому участнику выставки, Александру Бродскому, назвав его работу символом русской души. И с этим трудно не согласиться. Притулившийся на самом краю берега в венецианском Арсенале, как васнецовская Аленушка у воды, небольшой покосившийся сарай, покрытый серым рубероидом, вызывает щемящее чувство узнавания. Если есть у российских построек какой-то элементарный модуль, то он очень похож на постройку Бродского, большого мастера вот таких метафорических полускульптур-полузданий, уютных павильонов и беседок, часто собранных из бэушных дощечек и рам. В конце концов, рядом с фронтом должно быть и убежище от боев. И возможно, именно оно находится на самой передовой.

Биеннале открыта до 27 ноября.


Национальные павильоны

Courtesy: La Biennale di Venezia

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+