18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея: какой она станет к 2025 году

Государственная Третьяковская галерея после обсуждений с профессиональным сообществом утвердила в Министерстве культуры РФ концепцию своего развития, которую по итогам международного конкурса разработала компания Event Communications совместно с AEA Consulting. Обновленным музей предстанет в 2025 году, однако изменения станут заметны гораздо раньше: план предполагает поэтапную реализацию. Программа-максимум: стать главным музеем русского искусства в России и мире.

«Важнейшая исходная точка: мы демократический музей, открытый зрителю. Это было непросто сформулировать, потому что существует представление о музее как о какой-то башне из слоновой кости, задача которого — хранить и исследовать, при этом задачи широкого выхода наружу зачастую не ставились. И это очень важное положение, из которого мы будем исходить, выстраивая свою работу в ближайшие годы», — рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Справка

План выставок

ГТГ в Лаврушинском

2017
Зинаида Серебрякова

2018
Андерс Цорн
Архип Куинджи

2019
Василий Поленов
Эдвард Мунк

2020
Константин Сомов

ГТГ на Крымском Валу

2016
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

2017
"Оттепель: в поисках радости или культурная революция"
"Некто 1917". К столетию Октябрьской революции
Де Кирико.Ностальгия по бесконечности

2018
Василий Верещагин. К 175-летию  
Владимир Яковлев  
Михаил Ларионов  
Илья Кабаков  
Эль Лисицкий

2019
ХХ век: Россия и мир
Илья Репин. К 175-летию
Музей живописной культуры. К столетию образования

2020
Товарищество передвижных художественных выставок. К 150-летию основания
Михаил Рогинский

2021
Михаил Врубель

2022
Союз нерушимых республик свободных. К столетию образования СССР

Еще…

Новые корпуса в Лаврушинском

Выйти наружу в Третьяковской галерее планируют не только в переносном, но и в буквальном смысле. Во-первых, на это будут работать закрытые пока что дворы комплекса зданий в Лаврушинском, которые объединятся с самим переулком. «Мы хотим дворы обжить и сделать зоной рекреации. Все-таки посещение музея — это тяжелая работа, и требуется сделать перерыв, подумать, подышать воздухом, перекусить, заглянуть в свои гаджеты», — объясняет директор Третьяковской галереи. На улице планируется проводить фестивали и выставки, изменить навигационную систему и добавить информацию о музейных мероприятиях. Окончание работ намечено на 2020 год. Тогда же для посетителей откроется новое здание. По предложению бюро SPEECH окна на фасадах, один из которых выходит на Кадашевскую набережную, расположены таким образом, что отсылают к плотной развеске картин в доме основателя музея Павла Михайловича Третьякова. С открытием этого корпуса, где вместо Крымского Вала будут проходить основные временные выставки и появится доступ в кабинет графики и реставрационные мастерские, принципиально изменится назначение уже существующих зданий. Инженерный корпус к концу 2022 года трансформируется в новый Образовательный центр с мастерскими, медиалабораториями и читальными залами, а депозитарий, отдел рукописей, архив и детская студия объединятся в Центр изучения коллекции. Деятельность, которая там развернется, позволит музею, по мнению Трегуловой, стать лидером в этой области для всех — от самых маленьких детей до специалистов высокого класса, а само выделение больших функциональных зон подразумевает «рационализацию хаотического процесса, который шел исторически». В главном здании галереи в Лаврушинском предполагается переделать входную зону, а также серьезно поработать над постоянной экспозицией. В частности, обещают регулярную ротацию произведений искусства и дополняющие показ необычные кураторские проекты в залах рядом с теми, по которым идет основной поток посетителей. Строительные работы намечены на 2023–2024 годы, а их поэтапное выполнение, как рассчитывают в музее, позволит не закрывать экспозицию полностью.

Изменения на Крымском валу

Масштабные преобразования ожидаются и в здании на Крымском Валу, которое счастливо избежало сноса при прежнем столичном градоначальнике, но по-прежнему делит площади с Центральным домом художника, то есть с Международной конфедерацией союзов художников. Реконструкция фасадов и инженерных систем затронет все здание, а внутренней части — только в музее. Из постоянной экспозиции искусства ХХ–XХI веков можно будет проходить в организованные по принципу открытого хранилища запасники, если вдруг захочется более полно познакомиться с творчеством того или иного художника. Отдельно в концепции прописываются принципы пополнения коллекции — в основном в музее рассчитывают на дары и работы из частных коллекций, которые выдавались бы на длительное экспонирование. По завершению строительных работ, в 2023 году, начнется создание общественной зоны между зданием и парком «Музеон». Так же, как в Лаврушинском, здесь могут проводиться разнообразные мероприятия на открытом воздухе и выставки, в том числе скульптурные.

Идея открытости музея городу и архитектурная концепция развития были предложены архитектором, лауреатом Прицкеровской премии Ремом Колхасом. С Россией у него особенные отношения, в частности основанное им бюро OMA/AMO реконструировало здание ресторана «Времена года» в Парке Горького для музея «Гараж» и проектировало открытое фондохранилище с библиотекой Эрмитажа.

«Колхас противопоставил оба здания, показав, что Крымский Вал — это современность и взгляд в будущее. Сохраняя замечательную архитектуру Сукояна и Шевердяева, он предложил сделать это здание сквозным, открытым воздуху и свету. А для Лаврушинского рассчитал формулу радикального консерватизма, то есть сохранить своеобразие Третьяковской галереи», — рассказала Трегулова.

Новые музеи на базе Третьяковки

Символически галерею на Крымском Валу и в Лаврушинском переулке свяжет расположенный между ними небольшой, чудом сохранившийся купеческий дом, где в 1832 году родился Павел Михайлович Третьяков. Сейчас он нуждается в реконструкции, после которой станет Клубом коллекционеров. Одна из главных идей концепции — собрать все здания комплекса под единым брендом и показать, что Третьяковская галерея не один музей, а семь, имя в виду в том числе малопосещаемые пока дома- и квартиры-музеи. Их предназначение также изменится: дом-музей автора похожих на терем фасадов Третьяковской галереи Виктора Васнецова станет Центром художественного и декоративного творчества, музей-квартира его брата, создавшего немало реконструированных видов старой Москвы Аполлинария Васнецова — Центром москвоведения, музей-мастерская Анны Голубкиной — Центром скульптуры, а дом создателя цикла Русь уходящая Павла Корина будет открыт для широкой публики, прежде всего для студентов расположенных поблизости вузов и посетителей Новодевичьего монастыря.

На самом деле некоторые заложенные в концепцию развития идеи реализуются уже сейчас. Например, более подробно о коллекции и работе музейщиков рассказали на выставке Тайны старых картин, на Крымском Валу для удобства посетителей сделали новые информационные таблички, открыли кафе, магазин. Выход в городскую среду символизирует совместный проект с Московским метрополитеном: вскоре на станции «Парк культуры» можно будет увидеть репродукции картин из собрания галереи.

«Одновременно и параллельно с работой над концепцией мы опираемся на важные принципы, с которыми все согласны, и движемся вперед и вместе с далеко идущими стратегическими целями реализуем то, что можно сделать сегодня с нашими возможностями, — подтверждает директор Третьяковской галереи и заканчивает: — Мы не можем позволить себе ждать».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+