18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Драгоценное Art Deco

№46
Материал из газеты

В конце сентября в Музеях Московского Кремля открывается экспозиция, посвященная европейскому стилю 1920–1930-х годов. Экспонаты на выставку предоставили ювелирные дома Van Cleef & Arpels и Cartier, а также японский Институт костюма Киото

Впервые в России состоится столь масштабная выставка ювелирных украшений и женской одежды европейских домов высокой моды межвоенного периода. Наряду с оригинальными предметами будут представлены авторские эскизы и фотографии из архивов. Интересно, что такой способ демонстрации драгоценностей и предметов одежды как единого ансамбля появился именно в эпоху ар-деко: первый подобный показ состоялся по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в Павильоне элегантности на выставке 1925 года в Париже. Кстати, эта выставка и дала имя новому стилю: в результате сокращения ее полного названия «Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности» (Exposition internationale des Arts décoratifs et industriels modernes) появилось слово «ар-деко».

Стиль ар-деко нашел отражение в самых разных видах искусства, но наиболее ярко проявил себя в предметах интерьера, моде и ювелирных изделиях. Приверженцы нового течения: ювелиры, декораторы и модельеры — решительно отказываются от изощренных форм и извилистых линий стиля модерн, но работают с ясными геометрическими формами, придерживаются в своих композициях симметрии и отдают предпочтение ярким и насыщенным цветам. Мастера ар-деко находят вдохновение как в живописи кубистов и абстракционистов, так и в необычных декорациях и костюмах «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а также в культурах древних цивилизаций, народных традициях и бурном развитии технического прогресса.

В этот период мода полностью подпала под власть чистой геометрии, и женский костюм, напоминавший кроем рубашку, стал определяться строгой конструктивностью. Новое время породило и новый идеал женщины: она стала самостоятельной и независимой. Парижанки первыми после войны остригли волосы, укоротили юбки и надели платья без рукавов. В 1920–1930-е годы женский костюм открывал широкие возможности для фантазии ювелиров. В моду вошли длинные серьги, тяжелые пояса и браслеты. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, которые отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.

Настоящим триумфом ювелирного искусства ар-деко стала та самая выставка 1925 года. Экспозиция ювелиров размещалась в роскошном здании парижского Гран-пале. Представленные в ней произведения Тамплие, Бушерона, Картье, ван Клифа, Мобуссена и других французских мастеров имели феноменальный успех. Показательно, что высшую награду выставки — золотую медаль получил за украшения в стиле ар-деко парижский ювелир Жорж Мобуссен.

В 1920-х годах ювелиры чаще использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса. Но очень скоро послевоенному «потерянному поколению» потребовалась иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Это очень хорошо понимали ювелиры дома Cartier. Произведения Cartier 1920–1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля. На первом этапе Луи Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и ясным формам. Украшения с простым и четким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму. Впрочем, довольно скоро ювелиры дома отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля белый ар-деко. Контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью — своеобразный мотив, получивший название «шкура пантеры», — применялся при создании брошей в виде пантер или украшений для прически.

Многоцветные драгоценности вновь обрели популярность после возникновения моды на индийские украшения. Тогда появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике тутти-фрутти, они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в египетском стиле. Среди них — эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами.

С эпохой ар-деко связаны и многочисленные достижения ювелирного дома Van Cleef & Arpels. В 1935 году Альфреду ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид фиксации драгоценных камней — невидимую закрепку. Этот способ крепления предусматривает специальную огранку подобранных по цвету бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Новый технологический прием позволил мастерам фирмы создать серию превосходных украшений в стиле ар-деко.

Выставка предметов ювелирного искусства и женского костюма ар-деко развернется сразу на двух площадках Московского Кремля и продлится с 30 сентября 2016 до 11 января 2017: в выставочном зале Успенской звонницы и в пространстве Одностолпной палаты Патриаршего дворца. В экспозиции будут представлены вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар-деко под названием «роб-де-стиль» (robe de style). Посетители увидят творения выдающихся европейских домов моды первой трети XX века, а также таких культовых модельеров, как Коко Шанель, Поль Пуаре, сестры Калло, Жанна Ланвeн, сестры Буйе и многие другие. Предметы одежды предоставлены для выставки одним из самых авторитетных музеев моды в мире — Институтом костюма Киото (Япония), специалисты которого отреставрировали многие экспонаты специально для московского показа. Ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels собрали лучшие украшения в стиле ар-деко периода 1910–1930-х годов. Драгоценности представляют собой как первые и очень редкие произведения, выполненные в духе раннего ар-деко, так и уникальные экстравагантные украшения более позднего времени.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+