Это не первая выставка немецкого скульптора Стефана Балкенхола (р. 1957) в Москве. В 2010 году его фирменные резные доски с раскрашенными рельефами и деревянные фигуры в рост показывала Галерея Гари Татинцяна. Теперешняя же выставка обещает быть уже полноценной ретроспективой, куда будут включены работы за последние 15 лет и серия рельефов на тему видов российской столицы, созданная специально к московскому проекту.
Деревянные скульптуры Балкенхола, выпускника Гамбургской школы изящных искусств не теряют популярности с середины 1980-х, когда он начал работать как скульптор, избрав эстетику экспрессионизма, уходящего корнями в немецкое Средневековье и народное искусство. В какой-то степени это было вызовом Балкенхола мейнстриму времени — абстракции, минимализму и концептуализму, доминировавшим на арт-сцене. Его типичные персонажи — мужчина в белой рубашке и черных брюках, женщина в черном платье — встречаются на каждой статусной ярмарке искусства, а монументальные работы украшают многие европейские города.
Безыскусная простота героев Балкенхола вовсе не следствие наивности скульптора, а продуманная позиция, за которой стоит мощный культурный бэкграунд, и прежде всего современный европейский гуманизм. То есть, в отличие от классики с ее культом героя, Балкенхол ставит на пьедестал «человека обыкновенного». Офисные работники, дворовые мальчишки, соседские девчонки, обычные люди, но увековеченные как супергерои.
Не чужда Балкенхолу и идея равноправия полов, он отстаивает новую гендерную роль мужчины, как, например, в своем рельефе Пин-ап, где обыгрывается новое понимание мужской привлекательности: обнаженный мужчина застыл в позе, характерной для эротических картинок с женскими фигурами.
Впрочем, Балкенхолу свойственна не только гуманистическая патетика, нередко он позволяет себе быть саркастичным по тоношению к своим персонажам. Его герои, увенчанные коронами, не величественны, они даже нелепы и смешны. Тут скульптор стоит на позициях народной культуры, высмеивающей сильных мира сего.