18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как запрещали изображения обнаженных детей в искусстве

Детское ню вызывало протесты общественности в разные годы. Если фотографии на традиционно запретные темы секса и смерти воспринимаются публикой в наши дни более или менее адекватно, то даже относительно невинный снимок ребенка разжигает скандал. Фотографы типа Джока Стерджеса не раз сталкивались с осуждением и подвергались штрафам, несмотря на очевидное отсутствие похотливых намерений. Оказавшиеся в центре скандала музеи и галереи по всему миру действуют одинаково: пытаясь защититься от общественного осуждения, они просто удаляют спорную работу с выставки. Мы решили вспомнить самые громкие истории, связанные с этой непростой темой.


Салли Манн

Поворотным моментом в отношении общества к детским фото стали 1990-е, именно в эти годы распространились идеи о необходимости защиты детей от фотографов. Примером таких перемен служит болезненная реакция на работу американки Салли Манн. Фотографическая карьера Манн началась со снимка обнаженной одноклассницы, в дальнейшем ее героями не раз становились друзья и родные. В 1992 году, когда Салли Манн была уже признанным мастером, в свет вышла книга ее фотографий под названием Immediate Family (в русском переводе — «Ближайшие родственники», издательство Aperture), состоящая из 65 черно-белых снимков троих детей художницы — Эммета, Джесси и Вирджинии — в возрасте до 12 лет. На фотографиях запечатлены игры во время летнего отдыха, на большинстве кадров дети предстают обнаженными. Фотограф утверждала, что хотела всего лишь показать детство глазами матери. Перед публикацией фотоальбома она консультировалась с федеральным прокурором штата Виргиния, а детям было разрешено самим отобрать кадры, которые войдут в книгу. Однако мировая общественность и церковь увидели в них иное. Манн подвергли жесточайшей критике, обвинили в распространении детской порнографии и эксплуатации детей ради получения прибыли, сомневались в законности фотографирования детей обнаженными. Впрочем, несмотря на громкий скандал, против Салли Манн никогда не возбуждалось дела по обвинению в детской порнографии. А спустя почти десять лет, в 2001 году, журнал Time уже называл ее «лучшим фотографом США».


Тирни Гирон

Тирни Гирон — фотограф из Лос-Анджелеса, известная красочными мультиэкспозиционными изображениями. В 2001 году она оказалась в центре скандала, показав на выставке «Я камера» в галерее Saatchi в Лондоне фотографии собственных обнаженных детей, которым на тот момент было четыре года и семь лет. На фото они позируют на пляже в масках диснеевских персонажей. Для Гирон эти изображения были иллюстрацией детских игр и дурашливости — публика же окрестила ее работы спорными и даже порнографическими. Фотограф активно защищала свою позицию, этот случай заставил задуматься о неоднозначности восприятия художественных произведений. Когда полиция намеревалась изъять с выставки три снимка, в ситуацию вмешался министр культуры Великобритании Крис Смит, резко раскритиковавший представителей властей за попытку цензуры.


Билл Хенсон

Этому известному австралийскому фотографу, который в 1995 году представлял Австралию на Венецианской биеннале, часто доставалось от поборников морали. Жанр ню и юный возраст героев его работ воспринимались публикой крайне противоречиво. Дело в том, что среди фотографий Хенсона встречаются изображения обнаженных или полураздетых тинейджеров в интимной обстановке. В 2008 году накануне открытия очередной отчетной выставки Хенсона в сиднейской Roslyn Oxley Gallery, с которой он постоянно сотрудничает, полиция конфисковала 20 из 41 представленной в галерее работы, признав их «порнографическими». Зрители, добравшись до модного пригорода Паддингтон, вместо вернисажа обнаружили у входа в галерею полицейский автомобиль и табличку с уведомлением о том, что открытие отменено. В отличие от британского министра, который в случае с Тирни Гирон был на стороне художницы, премьер-министр Австралии Кевин Радд осудил фотографии как «абсолютно возмутительные» и горячо приветствовал действия полиции. Случай активно обсуждался в прессе, искусствоведы тогда расценили произошедшее как цензуру и упирали на то, что фотографии Хенсона ничего общего с порнографией не имеют. Они отмечали, что снимки фотографа выставлялись во всех основных галереях Австралии, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в музеях Сан-Франциско и Парижа и что он работает в этом стиле в течение многих десятилетий. Сам же художник в одном из интервью сказал, что фотографировал подростков, потому что в этом возрасте люди еще человечны и уязвимы, добавив: «Невозможно проконтролировать, как каждый конкретный человек отреагирует на фото».


Ричард Принс

В 2009 году скандалом обернулось открытие выставки Pop Life в лондонской галерее современного искусства Тейт Модерн. В экспозиции среди работ представителей поп-арта от Энди Уорхола до наших современников затесалась детская фотография обнаженной актрисы Брук Шилдс, звезды фильма «Голубая лагуна». Примечательно, что Брук Шилдс долгое время считалась «последней девственницей Голливуда» (да, такие подробности интимной жизни актрис часто интересуют прессу), ее мать настаивала на том, что дочь невинна и оставалась такой якобы вплоть до 25-летия. На фото художника Ричарда Принса голая десятилетняя Брук вдобавок ярко накрашена и стоит в мраморной ванной с мочалкой. Сразу несколько правозащитных организаций Великобритании запротестовали со сходными формулировками. «Это фото не имеет отношения к искусству. Если вы привлекаете людей на выставку, размещая на ней снимок обнаженного ребенка, вы используете ребенка в своих целях. И помещение такой фотографии среди подобных экспонатов, безусловно, привлечет к ней педофилов», — говорилось в заявлении организации Kidscape. Тейт Модерн, в свою очередь, быстро сдаваться не собиралась и распространила ответное заявление, где настаивала на том, что Принс — «выдающийся современный художник» и что, самое смешное, идея фото — не его. Принс просто переснял снимок, сделанный в 1975 году фотографом Гарри Гроссом для журнала Playboy. Художник выставлял эту фотографию, без афиширования имени героини, в американских галереях и даже в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, где работа не вызвала никакого общественного резонанса. Организаторы выставки Pop Life в Тейт Модерн планировали повесить предупреждение на входе в зал с фото Брук Шилдс, однако Скотленд-Ярд предупредил музей, что по закону о защите детей снимок может быть расценен как пропаганда детской порнографии. В итоге спорный экспонат пришлось снять.


Братья Чепмен

Знаменитый дуэт обвиняли в экстремизме не только в Санкт-Петербурге. Досталось им и от римских моралистов. В 2010 году Чемпены подарили Национальному музею искусства XXI века (MAXXI) в Риме свою скульптуру, которая была включена в постоянную экспозицию. Работа под названием Piggyback изображает голую девушку-подростка на плечах другой обнаженной, у которой изо рта торчит пенис. Посетители музея протестовали, писали жалобы, но администрация не сдавала позиций, пока к делу не подключилась влиятельная организация по защите прав несовершеннолетних Observatory for the Rights of Minors. Скульптуру признали детской порнографией, и ее пришлось убрать. Директор музея Анна Маттироло пыталась отстоять искусство, заявив, что «Чепмены бросают вызов ложной морали и стимулируют освобождение». Однако правозащитники нашли что ответить. «Мы не против освобождения, но мы против детской порнографии, которая выдается за искусство», — прокомментировал тогда ситуацию Антонио Марциале.


Мэри Эллен Марк

Фотограф Мэри Эллен Марк опубликовала книгу Streetwise (в русском варианте «Искушенная улицей») —  фотодокументацию жизни Эрин Блэкуэлл, 13-летней проститутки по прозвищу Крошка, с которой Марк и ее муж Мартин Белл познакомились в 1983 году. Марк приехала в Сиэтл по заданию журнала Life, чтобы снять материал о том, как живут бездомные подростки. В черно-белых фотографиях жизнь Крошки и ее друзей, молодых людей с улиц, запечатлена абсолютно правдиво, включая сцены занятия проституцией и употребления тяжелых наркотиков. Streetwise показывает темную сторону молодежной культуры 1980-х, демонстрируя Америку такой, какой никто ее не хочет видеть. Примечательно, что дружеские отношения между фотографом и музой длились до самой смерти Мэри Эллен Марк в 2015 году. Марк повезло: ее книга заслужила лишь легкое общественное порицание. Такое благодушие, возможно, объясняется тем, что главная героиня — проститутка, а значит, ее «неправедная» жизнь и откровенные фотографии как будто бы этим изначально оправданы. Фотографическое эссе Марк легло в основу одноименного документального фильма, режиссером которого выступил Мартин Белл. Музыку к ленте написал Том Уэйтс. Фильм был номинирован на премию «Оскар».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+