Биеннале музейного дизайна — исключительная петербургская инновация: как не без гордости заявляют ее устроители, им неизвестно о другом таком фестивале во всем мире. Задача биеннале «Форма» — сформировать новую, современную культуру музейного экспонирования. В городские музеи приглашаются российские и зарубежные дизайнеры, чтобы создавать там новые проекты. Девиз и логотип «Формы» стал традиционным за прошедшие два года, которые были наполнены лекциями и мастер-классами дизайнеров и музейщиков с мировым именем. По словам директора «Про Арте» Елены Коловской, одну из целей этого процесса она видит в том, чтобы вырастить новое поколение дизайнеров, которые, в отличие от своих предшественников, задумываются о том, как показывать выставки зрителю.
В программе этого года — семь преображенных музейных пространств. Среди них и временные выставки, и работы дизайнерских коллективов, которые останутся надолго, такие как оформление входной зоны в Мемориальном музее-квартире Н.А.Римского-Корсакова, выполненное Дмитрием Селивохиным и московским бюро «Народный архитектор». В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого — петербургской Кунсткамере — работала дизайнер из Индии Абха Ламбах. В круглом перекрытом куполом зале на первом этаже, где в XVIII веке помещался первый в России анатомический театр, она организовала экспозицию «Семейный альбом человечества» из фотоколлекции Кунсткамеры. Копии фотографий общим числом почти в три сотни, представляющие выступления циркачей и спортивные состязания, свадьбы и похороны, ритуалы и судебные заседания, — все эти снимки, укрепленные на конце длинных стальных стержней, колышутся в центре зала подобно густо засеянному полю. В музее Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке (Цирка Чинизелли) директор московского офиса знаменитого архитектурного бюро Ralph Appelbaum Assoсiates Андрей Вовк провел пятимесячный мастер-класс с отобранными по конкурсу десятью волонтерами: молодыми архитекторами, графическими дизайнерами, художниками. Итогом стала выставка-квест «Чем пахнет цирк?». Затейливая выставочная конструкция обращена к зрителю отверстиями, которые складываются в буквы названия. Внутри в полумраке можно понюхать 12 искусственных связанных с цирком ароматов — от запаха пота до благоухания сахарной ваты. С внешней стороны это витрины с увлекательными текстами и соответствующими предметами из фондов Музея циркового искусства.
Самая крупная и главная в программе биеннале выставка занимает Тициановский зал Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, она называется «Corpus. Анатомический театр», и спроектировал ее Джек Шлехтер, директор по дизайну выставок Филадельфийского художественного музея. Идея проекта, пришедшая ректору Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семену Михайловскому и названная во вступительном тексте искусствоведа Александра Боровского «безошибочно актуальной», очевидна — это анатомия в историческом и современном понимании. В трех разделах выставки тело рассматривается как реальное, идеальное и концептуальное. По словам Шлехтера, разглядывая выставленные изображения, зритель должен осознать свое собственное тело в пространстве. Для этого парадный зал рассечен зигзагом выставочного стенда, который вызывает в памяти скульптуру Ричарда Серры. Должно быть, впервые в истории на потолок Тициановского зала будет проецироваться видео. Выставка складывается из трех частей: это произведения классиков и зарубежных мастеров (так, работы братьев Чепмен и Дэмиена Херста предоставила галерея «Триумф»), современных петербургских художников (за подбор авторов здесь отвечает академический творческий дуэт Елены Губановой и Ивана Говоркова), и нынешних студентов — преимущественно с графического факультета, сейчас наиболее интересного.
В планах Биеннале музейного дизайна на ближайший месяц — мастер-класс известного дизайнера Джонатана Барнбрука, лекции профессора Академии искусств и дизайна в Базеле Уве Р. Брюкнера, а также директоров двух подразделений нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) — главы отдела выставочного дизайна и производства Ланы Хум и руководителя отдела выставочного планирования Эрика Паттона.