Christie’s начнет неделю Frieze — лондонской ярмарки современного искусства — аукционом одной коллекции 4 октября. На торги выставят собрание знаменитого арт-дилера Лесли Уоддингтона, умершего год назад в возрасте 80 лет. Эта распродажа во время Frieze символична: Уоддингтон был в числе первых участников ярмарки со времени ее основания в 2003 году. Он был и одним из тех немногих галеристов, кто, не признавая ограничений в искусстве, представлял публике новые имена. По всеобщему признанию, Уоддингтон изменил вкусы лондонских коллекционеров. Он разглядел будущих звезд в Жане Дюбюффе и Патрике Колфилде и привозил в Британию лучшие образцы абстрактного экспрессионизма. Художники до сих пор поют ему дифирамбы не только за его абсолютное чутье и блестящее образование, но и за исключительную честность. Его усилиями был создан ряд первоклассных коллекций, в том числе собрание скульптуры ХХ века лорда Макальпина, в 1971 году подаренное галерее Тейт.
Вероятно, секрет успеха Уоддингтона стоит искать в том, что искусство окружало его с детства: он родился в семье дублинского арт-дилера. Так что Лесли и его младший брат Тео не мучились выбором профессии. В конце 1950-х старший Уоддингтон открыл галерею в Лондоне, управление которой вскоре перешло к Лесли. А в 1966 году у него уже было собственное пространство.
В коллекции Уоддингтона — произведения многих художников, с кем работала его галерея и дружил он сам. Картина, которая может служить примером такой дружбы, и откроет торги — Лесли Уоддингтон с «Портретом молодого человека» Ханса Мемлинга кисти Питера Блейка (£20–30 тыс.). В подборке из семи работ Дюбюффе лидирует искрящийся французским joie de vivre Гость в синей шляпе (£2–3 млн). Картина датируется апрелем 1955 года; как раз тогда художник в поисках благоприятного климата для болеющей жены поселился в Вансе неподалеку от Ниццы. Впечатления от юга Франции сделали его палитру светлее и естественнее.
Искусство начала века представлено в коллекции Уоддингтона работами Жоана Миро, Анри Матисса, Франсиса Пикабиа и трехметровым мобилем Александра Колдера Красная змея 1958 года (£2–3 млн).
Основные торги Sotheby’s назначены на 7 октября и традиционно состоят из двух частей: вечернего аукциона с наиболее важными лотами и аукциона итальянского искусства. В топе обоих — лучшие образцы абстракции. Американец Кристофер Вул, который, благодаря масштабным вербальным посланиям на алюминиевых листах, входит в десятку самых дорогих ныне живущих художников, представлен огромным (2,7х1,8 м) холстом с черным пятном разлитой краски в технике шелкографии (£1–1,5 млн). Красный пластик 5 Альберто Бурри 1962 года (£4–6 млн) — новаторская для своего времени работа. Врач по образованию, Бурри заинтересовался искусством, когда попал в плен во время Второй мировой войны, и прославился как художник сразу после. Со временем помимо живописи он стал использовать материалы вроде обгоревшей древесины, металлических листов, мешковины и пластика, предвосхитив идеи arte povera. Кровавый цвет выставленной на торги трехмерной картины вкупе с обгорелыми дырами, часто встречающимися в его работах, отсылают к ужасам войны.
Топ-лот вечернего аукциона Phillips, назначенного на 5 октября, — небольшая абстракция самого дорогого из ныне живущих европейских художников Герхарда Рихтера (£800 тыс. — £1,2 млн). Абстрактная картина выполнена в его любимой и весьма эффектной технике. Художник слоями накладывает краски, а потом огромным мастихином «смазывает» их, добиваясь нужного ему изображения.