Уникальному памятнику барокко, построенному в 1710–1712 годах по проекту Доменико Трезини, давно не везет: сначала Министерство культуры РФ сильно сократило финансирование работ, а потом передало контроль за их проведением городу.
Проект комплексной реставрации Летнего дворца, пришедшего в предаварийное состояние, утвердили в декабре 2014 года. Тогда «весь список» включал замену кровли и инженерии, ремонт гидроизоляции, фасадов, внутренних стен и полов. Предстояло отреставрировать плафоны, но главное — воссоздать обивку из штофа, бархата, сукна и других тканей. Их необходимо заказывать на западных фабриках, существовавших еще в петровские времена и владеющих старинными образцами. Федеральный центр обещал Государственному Русскому музею 891 млн руб. в течение трех лет, чтобы завершить все работы в Летнем дворце к началу 2018 года.
Но радость музейщиков была недолгой. В начале весны 2015 года финансирование было сокращено в четыре раза — до 220 млн руб., а срок проведения работ уменьшен на год. Открытие дворца для посетителей было намечено на начало 2017 года.
На этом сюрпризы не закончились: в ноябре 2015 года Минкульт передал городскому Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) контроль за всеми работами по приспособлению и реставрации в Русском музее.
Наблюдатели связывают его передачу с предстоящими работами по превращению в крытые атриумы двух дворов Михайловского дворца. Этот проект наделал много шума, прежде всего из-за того, что готовился в тайне от профессиональной общественности и вызвал протесты специалистов по сохранению культурного наследия. Сейчас проектирование ведется заново, речь идет уже об одном атриуме.
Летний дворец попал под раздачу. В итоге КГИОП принимал проектные документы по дворцу полгода, все это время реставрационные работы не велись; они возобновились только в августе 2016 года.
К счастью, много успели в прошлом году. Как сообщила TANR Ирина Тетерина, главный архитектор Русского музея, оцинкованная кровля заменена на долговечную медную, сделана новая гидроизоляция фундамента, так называемый глиняный замок, проведена реставрация стропильной системы, усилены перекрытия. Помимо прочего, это позволило перенести на чердак конвекторную систему, поддерживающую во дворце постоянную температуру +18 градусов.
В освободившейся на первом этаже денщицкой разместится мультимедиацентр для посетителей с ограниченными возможностями, поскольку устроить в небольшом дворце подъемники на второй этаж нельзя.
Также заменены окна и наружные двери, отреставрированы внутренние двери, каменные и деревянные полы. Сейчас идет подготовка фасадов к покраске, возобновлена реставрация уникальной росписи по дереву в легендарной Зеленой гостиной.
До начала декабря надо установить все 14 живописных плафонов, завершить реставрацию каминов, деревянных панелей, штукатурки, а также подосновы под обивку стен тканью, чтобы разместить на них временную экспозицию.
Тогда останется решить три связанных между собой вопроса. Ответ на первый и самый главный: будут ли деньги на красоту, то есть на обивку, ламбрекены, портьеры, галуны, и на замену поврежденных печных изразцов, — Русский музей рассчитывает получить от Минкульта в декабре.
Если ответ окажется положительным, то потребуется еще два года на завершение реставрации. На случай отрицательного ответа музей готовит новую версию экспозиции, и тогда возникает второй вопрос.
До реставрации в Летнем дворце находились на временном хранении предметы XVIII века из Эрмитажа и пригородных дворцов. Теперь они возвращены владельцам. Вернутся ли они в Летний дворец? Русский музей надеется на корпоративную солидарность.
И наконец, третий вопрос: будет ли Летний дворец открыт для публики круглый год? Большинство специалистов дают отрицательный ответ. Но острожные оптимисты говорят, что надо посмотреть, как постройка будет зимовать после завершения реставрации, и тогда принимать окончательное решение.