Последние восемь лет французский художник Жан-Мишель Отоньель работал над обновлением убранства сокровищницы кафедрального собора Святого Петра в городе Ангулем на юго-западе Франции. Результатом его многолетних трудов стала театрально разыгранная с помощью артистической декорации «пещера Аладдина», сделанная из голубого, золотого и черного стекла и серебристого алюминиевого кружева. Отоньель создал как бы совершенное волшебное пространство — таким, каким оно представляется читателям восточных сказок.
Проект Жан-Мишеля Отоньеля осуществлен в рамках масштабной программы по реставрации собора, в архитектуре которого романский фасад XII века и другие сохранившиеся средневековые элементы соединяются с неороманской реконструкцией XIX века авторства Поля Абади, архитектора более знаменитой парижской базилики Сакре-Кер.
Собор, которым Абади занимался с 1852 по 1875 год, представляет собой классический пример консервативной католической реставрации, расцвет которой пришелся на эпоху Второй империи (1852–1870). Его сокровищница, где хранится около 200 кубков, кадил, расшитых церковных одеяний, статуй и реликвариев, весьма значительная часть из которых сделана из недорогих материалов вроде позолоченного металла и цветного стекла, служит яркой иллюстрацией ностальгически-романтического увлечения в тот период Средневековьем, а точнее, стилизацией под него.
Для показа того, что находится в сокровищнице, Отоньель в трех помещениях южного трансепта — в часовне и в том, что осталось от колокольни, разрушенной в XVI веке в период религиозных войн, — создал концентрированную декоративную среду. Нынешняя сокровищница разделена на два этажа с лифтом и каменной винтовой лестницей в башне. Стены, полы, витражные окна и витрины художник целиком переосмыслил в виде декоративного стеклянного кокона, окутывающего хранящиеся внутри богатства.
Известность пришла к Отоньелю 16 лет назад благодаря Беседке лунатиков — примечательной работе, оформляющей вход на станцию метро «Пале-Рояль» в центре Парижа. Еще более знамениты его фонтанные скульптуры в парке Версальского дворца, созданные в 2014 году. Проекты для Ангулема и Версаля объединяют не только узнаваемые особенности стиля художника — переплетение извилистых цепочек его фирменных разноцветных стеклянных шаров, — но и глубокая концептуальная укорененность Отоньеля в исторических исследованиях. Все его артистические жесты выглядят чистым своеволием, однако у каждой из части убранства кафедрального собора в Ангулеме есть вполне ясные исторические и культурные прообразы.
«Меня интересует то, как художник может изучать прошлое, пересматривать и перерабатывать общепринятые классические образцы, — пояснил Отоньель The Art Newspaper. — Абади уже поработал с оригинальным романским стилем. Я иду вслед за ним, буквально по его стопам, и продолжаю эту работу». По его словам, в ходе подготовки к проекту он погрузился в изучение геометрических узоров романского стиля, а также вдохновлялся стилем английского движения «Искусства и ремесла».
Результатом, как и в Версале, стал чистой воды театр. В одной стеклянной витрине на пьедестале из шаров венецианского стекла сверкает группа пышных золотых чаш и дарохранительниц. В другой выставлены великолепно расшитые облачения. В высоком витраже, соединяющем сокровищницу с собором, использовано стекло различных оттенков голубого с золотыми вкраплениями, перекрытое перемычками, сплетающимися соломоновым узлом. Окно окаймлено сеткой из алюминия со множеством шаров венецианского стекла. Этот же узорчатый мотив воспроизведен в отпечатанных вручную обоях и в мозаичных полах из цементных плиток (созданных при помощи техник, разработанных еще во времена Абади).
«Художник стремился расшифровать и передать дух и страсть конца XIX века, — говорит Пьер Казенав, региональный куратор исторических памятников Министерства культуры Франции, совместно с епископом Ангулемским заказавший Отоньелю этот проект. — Чтобы понять смысл предмета, нужно понять его эмоцию, а также извлечь ее из мертвых материалов наружу. Именно это и сделал Жан-Мишель».
Официальное открытие сокровищницы состоялось в конце сентября и вызвало массу восторженных откликов и фотографий в соцсетях.