Музеях Московского Кремля продолжается выставка «Элегантность и роскошь ар деко», где можно увидеть коллекцию женской одежды европейских домов высокой моды 1910–1920-х годов из собрания Института костюма японского города Киото, а также украшения первой трети ХХ века выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.
В 1920-е в области женской моды произошла настоящая революция. После окончания Первой мировой войны серьезно изменилась роль женщины в обществе: пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности, ухаживать за ранеными в госпиталях и осваивать новые профессии, а также научиться водить автомобиль. Война закончилась, но эмансипацию женщин уже было не остановить, что немедленно сказалось и на модной индустрии. Силуэты женских туалетов сильно изменились, стремясь к свободным формам, дамы отказались от корсетов и начали коротко стричь волосы, пользоваться косметикой и курить, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и было отмечено появлением новых аксессуаров (например, портсигаров, зажигалок и мундштуков для женщин).
Но десятилетия между двумя мировыми войнами — это не только эпоха «потерянного поколения» в Европе, описанная в произведениях Олдингтона и Ремарка, но и «ревущие 20-е» в США, время противоречивое и яркое. Пережив шок от огромных военных потерь и падения нескольких империй, общество стремилось забыться в развлечениях и окружить себя роскошью. В моде были танцы — ритмы фокстрота, танго и чарльстона объединяли движение и украшения нарядов в элегантный ансамбль. Настроениям эпохи как нельзя лучше соответствовал стиль ар-деко.
Среди экспонатов московской выставки — великолепные платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также модные аксессуары, в частности щегольские каблуки, которые изготавливались на заказ специально под вечерние наряды.
Обувь была одним из важнейших модных аксессуаров эпохи ар-деко. В 1920-е женские юбки укоротились, впервые открыв нижнюю часть ноги, так что стали видны чуть поблескивающие шелковые чулки и изящные туфли с Т-образным или простым ремешком через подъем, украшенные лентой и бахромой. Женские ножки, столетиями скрывавшиеся под длинными юбками, теперь были в эпицентре внимания. Считалось, что обувь — «такой же барометр вкуса, как драгоценности». В Париже изготовители обуви, называвшиеся «ботье», создавали роскошные туфли. В 1920-х модным было украшать вечернюю обувь не целиком, а частично, например ремешок и каблук или мысок и каблук, выделяя их цветом и фактурой материала.
Каблуки для дамских туфель периода ар-деко получили название «драгоценные каблуки». Они имеют изящную изогнутую форму и при высоте 5 см и длине окружности их основания в 8 см отличаются устойчивостью. Выполненные из дерева, эти каблуки обретали яркий цвет и глянцевый блеск благодаря росписи эмалью, впервые использованной при изготовлении обуви в конце XVIII века. В начале ХХ века их часто покрывали пластиком, в том числе бакелитом, который стал доступен производителям с 1909 года. После этого каблуки вручную украшали стразами или металлическими бусинами, создавая геометрические орнаменты, типичные для ар-деко.
Ар-деко отдавал предпочтение гладким поверхностям металла, стекла, фарфора, кожи, полированного дерева, слоновой кости. Изобретенный в 1855 году целлулоид охотно использовали для имитации кости, черепахового панциря или создания эффекта перламутра. Показательный пример такого рода — изогнутые деревянные каблуки, датируемые примерно 1925 годом. Их разноцветные покрытия выполнены именно из пластика и изысканно украшены стразами. Геометрический узор и яркая цветовая палитра этих «драгоценных каблуков» типичны для стиля ар-деко. Другим типом покрытия, вдохновлявшим художников и дизайнеров того времени, был японский лак.
Эстетика ар-деко, тонко сочетавшая контрастные цвета и текстуры, была, таким образом, распространена и на обувь. Популярность декоративных каблуков сохранялась до 1930-х годов, когда вечерние платья вновь стали длинными.