18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ответный жест: русское искусство покажут в Ватикане

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения из коллекции Третьяковской галереи

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. Это стало событием мирового масштаба: никогда ранее одновременно не вывозили столько шедевров из папской коллекции, тем более что почти все они обычно украшают постоянную экспозицию музея. Российский куратор выставки, хранитель итальянской гравюры Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов отобрал 42 произведения для показа в Москве, среди них работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Дизайн экспозиции выполнен архитектором Сергеем Чобаном, который «построил» площадь Святого Петра в миниатюре в одном из залов Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Выставка продлится до 19 февраля.

Экспозиция «Roma Aeterna…» (название можно перевести с латыни как «Вечный Рим…») в Москве — только часть большого проекта. Осенью 2017 года в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на библейские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Как рассказала директор ГТГ Зельфира Трегулова, идея обмена возникла три года назад и с самого начала планировалось провести две выставки:  показать шедевры из Пинакотеки Ватикана в России, а затем привезти произведения русского искусства в музей папской резиденции. «Довольно долго продолжалось обсуждение того, как именно должна выглядеть русская выставка в Ватикане. В конце концов было принято совместное решение (его поддержали в том числе и Михаил Борисович Пиотровский, и Марина Девовна Лошак), что выставка русского искусства в Ватикане будет в значительной степени основана на собрании Третьяковской галереи, потому что такие принципиальные работы, как «Христос в пустыне» Николая Крамского или «Голгофа» Николая Ге, а также этюды и библейские эскизы Александра Иванова, находятся именно здесь. Соответственно, не возникало и вопроса о том, куда поедет выставка работ из Ватикана», — пояснила Трегулова. Кроме того, когда только начались переговоры по поводу возможности проведения такого обменного проекта между российскими музеями и Ватиканом, Зельфира Трегулова была директором РОСИЗО — организации, курирующей проведение международных выставок из Музейного фонда РФ.

По словам директора Третьяковки, еще на ранних этапах обсуждения русской выставки в Ватикане Михаил Пиотровский предложил идею Аркадия Ипполитова сопоставить произведения Рафаэля и Александра Иванова. Такой смелый ход понравился и директору Музеев Ватикана Антонио Паолуччи, для которого Иванов является важнейшим русским художником. Можно предположить, что именно сопоставление работ итальянского гения эпохи Возрождения и автора главного в русском искусстве произведения на евангельскую тему станет лейтмотивом русской выставки в Ватикане.

Выбор куратора московской выставки Зельфира Трегулова комментирует так: «Я неоднократно имела возможность убедиться в том, что любая выставка, над которой он (Аркадий Ипполитов. — TANR) работает, — это умный, тонкий, интеллектуальный и при этом очень четко выраженный визуально проект. Такой тип кураторской работы я ценю больше всего: люди, не очень хорошо разбирающиеся в теме, все равно считывают послание авторов по тому, как сформирована выставка, а интеллектуалы просто купаются в тонких сравнениях, сопоставлениях и оттенках смыслов».

Известно, что над выставкой в Ватикане будут совместно работать российские и итальянские кураторы. Директор Третьяковки предположила, что их будет трое и в проекте снова примет участие Аркадий Ипполитов. Музеи Ватикана уже предложили куратора со своей стороны, но запланированная поездка итальянского искусствоведа в Москву была отложена из-за проблем с финансированием. Напомним, что еще весной 2016 года проведение выставки шедевров Ватикана в Москве оказалось под угрозой из-за нехватки средств (как правило, все расходы по страхованию и логистике берет на себя принимающая сторона, в данном случае Третьяковская галерея). На помощь музею пришел благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», оказавший масштабную поддержку выставочного проекта, в том числе профинансировавший издание каталога.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+