18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ответный жест: русское искусство покажут в Ватикане

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения из коллекции Третьяковской галереи

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. Это стало событием мирового масштаба: никогда ранее одновременно не вывозили столько шедевров из папской коллекции, тем более что почти все они обычно украшают постоянную экспозицию музея. Российский куратор выставки, хранитель итальянской гравюры Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов отобрал 42 произведения для показа в Москве, среди них работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Дизайн экспозиции выполнен архитектором Сергеем Чобаном, который «построил» площадь Святого Петра в миниатюре в одном из залов Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Выставка продлится до 19 февраля.

Экспозиция «Roma Aeterna…» (название можно перевести с латыни как «Вечный Рим…») в Москве — только часть большого проекта. Осенью 2017 года в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на библейские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Как рассказала директор ГТГ Зельфира Трегулова, идея обмена возникла три года назад и с самого начала планировалось провести две выставки:  показать шедевры из Пинакотеки Ватикана в России, а затем привезти произведения русского искусства в музей папской резиденции. «Довольно долго продолжалось обсуждение того, как именно должна выглядеть русская выставка в Ватикане. В конце концов было принято совместное решение (его поддержали в том числе и Михаил Борисович Пиотровский, и Марина Девовна Лошак), что выставка русского искусства в Ватикане будет в значительной степени основана на собрании Третьяковской галереи, потому что такие принципиальные работы, как «Христос в пустыне» Николая Крамского или «Голгофа» Николая Ге, а также этюды и библейские эскизы Александра Иванова, находятся именно здесь. Соответственно, не возникало и вопроса о том, куда поедет выставка работ из Ватикана», — пояснила Трегулова. Кроме того, когда только начались переговоры по поводу возможности проведения такого обменного проекта между российскими музеями и Ватиканом, Зельфира Трегулова была директором РОСИЗО — организации, курирующей проведение международных выставок из Музейного фонда РФ.

По словам директора Третьяковки, еще на ранних этапах обсуждения русской выставки в Ватикане Михаил Пиотровский предложил идею Аркадия Ипполитова сопоставить произведения Рафаэля и Александра Иванова. Такой смелый ход понравился и директору Музеев Ватикана Антонио Паолуччи, для которого Иванов является важнейшим русским художником. Можно предположить, что именно сопоставление работ итальянского гения эпохи Возрождения и автора главного в русском искусстве произведения на евангельскую тему станет лейтмотивом русской выставки в Ватикане.

Выбор куратора московской выставки Зельфира Трегулова комментирует так: «Я неоднократно имела возможность убедиться в том, что любая выставка, над которой он (Аркадий Ипполитов. — TANR) работает, — это умный, тонкий, интеллектуальный и при этом очень четко выраженный визуально проект. Такой тип кураторской работы я ценю больше всего: люди, не очень хорошо разбирающиеся в теме, все равно считывают послание авторов по тому, как сформирована выставка, а интеллектуалы просто купаются в тонких сравнениях, сопоставлениях и оттенках смыслов».

Известно, что над выставкой в Ватикане будут совместно работать российские и итальянские кураторы. Директор Третьяковки предположила, что их будет трое и в проекте снова примет участие Аркадий Ипполитов. Музеи Ватикана уже предложили куратора со своей стороны, но запланированная поездка итальянского искусствоведа в Москву была отложена из-за проблем с финансированием. Напомним, что еще весной 2016 года проведение выставки шедевров Ватикана в Москве оказалось под угрозой из-за нехватки средств (как правило, все расходы по страхованию и логистике берет на себя принимающая сторона, в данном случае Третьяковская галерея). На помощь музею пришел благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», оказавший масштабную поддержку выставочного проекта, в том числе профинансировавший издание каталога.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+