18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи будут строить на частные деньги

Государственно-частное партнерство (ГЧП) как новая форма сотрудничества предпринимателей и государства в сфере культуры обсуждалось на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме. О перспективах ГЧП на симпозиуме «Современное искусство: специфика глобального культурного обмена» говорили руководитель Музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сергей Перов, председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев, а также представители Минкультуры и бизнеса. На встрече был заключен договор о сотрудничестве между Центром развития ГЧП и РОСИЗО, а Сергей Перов объявил, что реализация программы ГЧП в сфере культуры начнется с филиалов Государственного центра современного искусства по всей стране.

Одним из первых проектов этой программы станет строительство долгожданного здания ГЦСИ на Ходынке, стоимость возведения которого сегодня оценивается в 16,2 млрд руб. По словам Перова, потенциальные инвесторы для этого дорогостоящего здания уже «на карандаше» у РОСИЗО. Еще один стратегический проект РОСИЗО — строительство по всей России сети межмузейных депозитариев. По замыслу РОСИЗО это должны быть многофункциональные объекты, в которых будут не только храниться и реставрироваться произведения искусства, но и развернется выставочная и образовательная деятельность. По словам Сергея Перова, назрела серьезная потребность в новых депозитариях: только в Москве музеям не хватает порядка 300 тыс. кв. м для хранения. Строительство одного из московских депозитариев планируется на Люблинской улице.

В будущем году РОСИЗО определит те объекты культурного наследия или институции, которые примут участие в программе ГЧП, и пилотные проекты, которые будут реализованы в 2018–2019 годах. Полноценная работа программы планируется на 2020–2022 годы. Комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, на днях назначенная директором регионального развития РОСИЗО, сообщила, что в следующем году филиалы ГЦСИ должны открыться в Крыму и во Владивостоке.

Закон о ГЧП выступил в силу 1 января этого года. Государственно-частное партнерство — это несколько вариантов совместной работы государства и бизнеса, направленных на развитие общественной инфраструктуры: социальной, транспортной, энергетической, коммунальной, культурной. При этом бизнес, то есть частный партнер, участвует в проекте не только в качестве инвестора, но и «применяет свои компетенции для управления объектами общественной инфраструктуры и оказания публичных услуг». Участники симпозиума подчеркивали, что ГЧП в сфере культуры не равно приватизации. При желании государство сохраняет за собой право собственности на объект — такая форма ГЧП называется концессионной. В России уже реализуется более 1 тыс. проектов в рамках государственно-частного партнерства, которые привлекли 700 млрд руб. частных инвестиций. В сфере культуры на сегодняшний день реализуется 33 проекта такого рода, объем инвестиции в которые составляет 2,5 млрд руб.

Павел Селезнев посетовал, что одной из главных проблем при реализации ГЧП является не привлечение инвесторов и подрядчиков, а поиск оператора, который бы занимался эксплуатацией построенной или отреставрированной площадки. В течение полугода Центр развития ГЧП совместно с РОСИЗО отберет объекты, которые войдут в программу, и начнет поиск эксплуатирующих компаний.

Участники встречи обратили внимание и на другие, не менее актуальные вопросы, связанные с перспективами ГЧП. Активно обсуждался вопрос оценки эффективности культурных проектов, с которым предприниматели обращаются к государству. Предприниматель Герман Титов рассказал о попытке открыть частный центр современного искусства в центре Вологды. Местные чиновники, по его словам, не поддержали начинание, так как оно было заведомо финансово неэффективным. Титов также уточнил, что в заявку не разрешено включать дополнительные формы заработка институции: кафе, книжный магазин и т.д. Свои предложения по улучшению ситуации бизнесмен передал присутствующему на симпозиуме замминистра культуры Александру Журавскому.

Опасения по поводу управления созданными в рамках государственно-частного партнерства институциями возникли у двух директоров столичных музеев. Руководитель Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов и глава Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова обратили внимание на противоречие в словах Селезнева о том, что ГЧП можно считать «новой формой госзаказа». Белов поинтересовался, не будет ли в этом случае государственный заказчик диктовать свои условия работы культурному проекту. По словам директора «Гаража», отношение к государственно-частному партнерству как к форме госзаказа может дискредитировать саму идею равного партнерства бизнеса и власти.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+