18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

2 декабря: дайджест событий мира искусства

О повышенном внимании к Эрмитажу со стороны прокуратуры и пользователей Instagram, 3D-копировании фресок Дионисия, меценате года, финалистах конкурса паблик-арта и реконструкции Михайловского дворца — в нашей вечерней подборке

Прокуратура Петербурга проверит Эрмитаж после жалоб на выставку Яна Фабра. Как сообщили «Эху Москвы» несколько сотрудников музея, поводом для проверки стали жалобы возмущенных граждан. Радиостанция отметила, что уже до конца этой недели работники ведомства посетят Зимний дворец, где работы Фабра соседствуют с картинами фламандских мастеров. Проверить экспозицию в Главном штабе Эрмитажа ведомство пока не может: там проходит Культурный форум. Выставка знаменитого бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже 22 октября. Противники современного искусства вскоре нашли ее уязвимое место. Им оказались коты и собаки: в парной инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007) художник использовал чучела животных на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Музеем сразу было разъяснено: Фабр подбирал трупы на обочине автострад, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой 16+, однако эти меры предосторожности не помогли избежать скандала.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре будут оцифрованы. Об этом сегодня рассказали на секции «Эра 3D. Новая культурная революция» V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Займется работами фонд «Пери» Зиявудина Магомедова. Музей фресок Дионисия находится в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году художником Дионисием. Особенно ценно, что они сохранились до нашего времени без поновлений.

В Москве установят скульптуру Дмитрия Аске «Знание — сила». Она была выбрана лучшей в ходе открытого конкурса паблик-арта «ЗИЛАРТ в городе», проведенного в рамках II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» при поддержке строительной компании «Группа ЛСР». Место для скульптуры будет определено в следующем году после необходимых согласований с городской администрацией. Победитель также получит грант в размере, эквивалентном €2 тыс. Увидеть работы финалистов конкурса можно до 20 декабря в «ЗИЛАРТ Холле» в Москве на улице Автозаводская, д. 22. Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» длилась в московском Манеже всего десять дней, но представила весь цвет стрит-арта — больше полусотни авторов со всего мира. Теперь она поборется за звание лучшей выставки года по версии The Art Newspaper Russia. Вручение премии нашей газеты состоится 2 февраля следующего года.

«Меценатом года» стал основатель бренда Yota Сергей Адоньев. Как отметили в пресс-службе Министерства культуры РФ, Адоньев регулярно участвует в благотворительных проектах, являясь одним из учредителей и жертвователей фонда поддержки «Электротеатра „Станиславский“», генеральным партнером Михайловского театра и действующим членом попечительского совета Политехнического музея. Церемония награждения премией прошла минувшим вечером на Деловой площадке V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Всего наградами были отмечены десять филантропов из различных регионов России за поддержку и финансовую помощь проектам, направленным на сохранение культурного наследия страны.

В Третьяковке открылась выставка «Графика стен», которую готовили пять лет. Более 350 графических работ будут выставлены в Лаврушинском переулке до 14 мая. В состав выставки включены лучшие образцы крупнейших храмовых и светских ансамблей XIX — начала XX века, а также эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей. Многие из экспонатов, как отмечается на сайте музея, будут показаны впервые. Хронологически экспозиция открывается произведениями Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», впечатляющего уже своим размахом — около 500 сюжетов. Замыкает же ее малоизвестный сюжет — проект Казанского вокзала в Москве. Подробнее о событии можно прочитать в нашем обзоре трех наиболее интересных выставок недели.

Русский музей в декабре представит новую концепцию реконструкции Михайловского дворца. Об этом на Санкт-Петербургском международном культурном форуме сообщил директор институции Владимир Гусев. В ноябре Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Северной столицы отправил проект на доработку. По мнению экспертов, представленные планы не обеспечивали комфортный доступ в музей для маломобильных граждан. Кроме того, никто из членов совета не увидел необходимости в организации дополнительных этажей во внутреннем дворе дворца. Первые новости о готовящейся перестройке Михайловского дворца появились в прессе в начале этого года. Тогда сообщалось, что перестроены будут оба внутренних двора, и общественность обеспокоило возможное закрытие большей части экспозиции и переезд отделов и фондов музея.

Эрмитаж занял 15-е место в рейтинге музеев мира по количеству сделанных в нем Instagram-снимков. Как сообщает Artnet, самым инстаграмируемым музеем мира стал Лувр: в нем пользователи социальной сети делают больше всего фотографий. На 2-м месте — Метрополитен-музей, на 3-м — Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Интересно, что любовь публики к определенному музею не связана напрямую с количеством официальных подписчиков его страницы в Instagram: их больше всего у MoMA (2 млн поклонников), а Лувр занимает лишь 3-е место (863 тыс. подписчиков). На 15-м месте по фотографируемости — Государственный Эрмитаж (118 тыс. подписчиков, 14-е место), это единственный российский музей, попавший в рейтинг. Среди наиболее популярных локаций, где пользователи Instagram фотографировались и фотографировали, — диснеевские парки развлечений, на 10-м месте в списке — ВДНХ.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+