18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Козни египетские

№49
Материал из газеты

Продажу древней скульптуры сочли столь возмутительной, что провинциальный музей лишился господдержки

Нортгемптонский музей все-таки приступает к намеченному расширению площадей, несмотря на скандал, вызванный продажей древнеегипетской статуи писца Сехем-Ка из его коллекции, и резкую критику в профессиональных кругах. Музей, расположенный в регионе Ист-Мидлендс в графстве Нортгемптоншир, закроется в феврале 2017 года и возобновит работу после завершения первого этапа реконструкции в сентябре 2018-го.

Прекрасно сохранившаяся статуя царского писца Сехем-Ка, жившего примерно в 2400–2300 годах до н. э., была подарена музею маркизом Нортгемптонским приблизительно в 1880 году и до сих пор считалась главной жемчужиной его собрания. Но в июле 2014 года местные власти выставили скульптуру на аукцион Christie’s, чтобы собрать средства для расширения музея. Писец ушел с молотка за £15,8 млн — сумму, рекордную для древнеегипетского памятника. При этом нынешний лорд Нортгемп­тонский получил 45% от выручки. В итоге, за вычетом комиссии аукционного дома, осталось £7,7 млн, которые и отправили на музейный счет.

Однако продажа Сехем-Ка явилась нарушением политики Художественного совета Англии, определяющего план государственного финансирования музейных институций. Совет счет неэтичным продажу экспонатов в целях фандрайзинга, разве что в исключительных случаях — но и тогда следовало бы сначала предложить их другим музеям, и только в последнюю очередь — частным коллекционерам. В наказание Нортгемптонский музей был оставлен без госфинансирования уже через месяц после аукциона. Затем утратил право на получение грантов Фонда лотереи «Культурное наследие». Ассоциация музеев Великобритании лишила Нортгемптон членства, а Художественный фонд заявил, что больше не примет от него заявок на гранты.

Несмотря на то что Нортгемптон попал в положение изгоя, совет города не стал отказываться от давно назревшего расширения музея и его картинной галереи. Правда, первоначально это был единовременный проект с бюджетом в £14 млн, но из-за скандала и санкций, связанных со статуей Сехем-Ка, перепланировку музейного пространства решено проводить в два этапа.

Первая стадия стоимостью £6,7 млн будет осуществлена на средства от продажи скульптуры. Вторая, стоимость которой составляет £8 млн, начнется в 2020 году и, по словам Анны Кинг, представительницы городского совета Нортгемптона, будет финансироваться за счет «спонсорской помощи, фандрайзинга и... выделяющих гранты фондов».

Надо сказать, с учетом вышеизложенных обстоятельств это весьма оптимистичный план, ведь лишение аккредитации Художественного совета продлится не менее пяти лет, так что Нортгемптон не сможет рассчитывать на новые гранты до конца 2019 года. И даже если музей потом сразу восстановят в правах (что маловероятно), у местных властей останется всего год, чтобы собрать средства, необходимые для начала второго этапа работ.

Тем временем статуя Сехем-Ка, один из лучших дошедших до нашего времени портретов Древнего царства, была вывезена из Великобритании неизвестным коллекционером в апреле 2016 года — едва истек срок последнего запрета британского Минкульта.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+