Ральф Дутли. «Последнее странствие Сутина». Издательство Ивана Лимбаха
Совсем свежий роман швейцарского поэта и ученого (автора, среди прочего, биографии Осипа Мандельштама) о жизни и смерти одного из самых глубоких и трагичных художников Парижской школы. Только по досадному недоразумению Хаим Сутин, родившийся в Белоруссии, оказывается заслонен более громкими именами. Достаточно найти на монпарнасском кладбище его заброшенную могилу, чтобы увидеть чудовищный разрыв между вкладом Сутина в мировое искусство и фантасмагорией, сопровождавшей не только всю его жизнь, но даже и посмертное существование. Для Дутли Сутин и был такой воплощенной метафорой тщеты всего сущего, проступающей в морфинном бреду, исполненном с клинической и поэтической точностью.
«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Издательство Государственной Третьяковской галереи
Ватиканские музеи, одни из самых загадочных и привлекательных музеев мира, неожиданно приоткрывают свои тайны в изящном альбоме (дизайнер — Ирина Тарханова, что само по себе является знаком качества), специально выпущенном к, возможно, самой громкой московской выставке этой осени. Издание, помимо роскошных репродукций, содержит весьма толковые тексты куратора проекта Аркадия Ипполитова, не только посвященные классическим картинам итальянских художников, но и рассказывающие историю легендарных папских собраний, их структуру и роль в развитии культуры города Рима.
«Рафаэль. Поэзия образа: Произведения из Галереи Уффици и других собраний Италии». Издательство «Арт Волхонка» совместно с Пушкинским музеем
Альбом, посвященный шедеврам Рафаэля, показанным в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, хочется назвать не каталогом, но самодостаточным альбомом, и даже концептуальной монографией — из-за двух всеобъемлющих эссе: тексты здесь не менее важны, чем изображения. Лино Больцони предлагает «Фрагменты литературного портрета», накопившиеся вокруг Рафаэля за 500 лет. Виктория Маркова объясняет его значение для русской культуры. Здесь и пушкинские мадонны, и «красота спасет мир» Достоевского, и эрмитажные полотна (раньше их было четыре, теперь два), для поколений исполнявшие роль окон в идеальный мир.
Изабель Глорье-Дезуш. «Как говорить с детьми о традиционном искусстве народов Африки, Америки, Азии и Океании». Издательство «Арка»
Эффектно иллюстрированная книга, объясняющая, как преподнести подросткам народное искусство экзотических стран, так сильно восхищавшее авангардистов своим первородством, вышла после двух других аналогичных «уроков», переведенных с французского и сложившихся в просветительскую серию. Первый научпоп Франсуазы Барб-Галль посвящен общей теме: «Как говорить с детьми об искусстве». Следом вышла ее же книга об особенностях искусства ХХ века — оно ведь обладает не меньшей специфичностью, чем примитивы Африки и Океании, хотя встречается в повседневной жизни гораздо чаще.
Ив Бонфуа. «Век, когда слово хотели убить». Издательство «Новое литературное обозрение»
Последний великий поэт-модернист, умерший в середине этого високосного лета, Ив Бонфуа — автор монографий, например, о скульпторах Альберто Джакометти и Эдуардо Чильиды, а также многочисленных эссе о художниках. Поэт создал для этого особый промежуточный жанр, сочетающий лирику и метафизику. Знатоки особенно ценят эссе Бонфуа о Пьеро делла Франческа, а главное — «Живопись и ее дом», где автор устанавливает тонкие связи между фресками и стенами, на которых они живут. Тексты Бонфуа об искусстве и поэзии издавались на русском неоднократно — видимо, пришла пора собрать их в отдельный и самый представительный сборник.
Ольга Седакова. «Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте». Издательство Ивана Лимбаха
Из «прусской глуши, с бранденбургской равнины» Ольга Седакова, самый, пожалуй, выдающийся ныне живущий русский поэт, писала на родину письма-медитации, посвященные Рембрандту. Адресованы они были ныне покойному философу Владимиру Бибихину, а теперь, 15 лет спустя, собраны в небольшой, но крайне важный томик. «Мученик светотени», как назвал художника Мандельштам, сформировавший для нас целое «библейское пространство», оказывается точкой отсчета в построении тонкой мыслительной конструкции, посвященной особенностям современного «про-зрения» и актуального восприятия классики.
«Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля». Издательство «Кучково поле» совместно с Музеем архитектуры
Старинные снимки, архивные фотографии, рисунки и архитектурные планы, словно бы специально созданные для неторопливого и умиротворенного разглядывания, тем не менее рассказывают отнюдь не праздничную историю жизни и разрушения двух кремлевских монастырей, разобранных в 1929 году. Большие статьи Юлии Ратомской и Зои Золотницкой вмещают пять веков архитектурного и культурного существования святынь, история которых пошагово совпадает с жизнью страны. Поэтому особенно трагично звучит заключительный очерк Анатолия Оксенюка о судьбе (читай: уничтожении) обителей в ХХ веке.