Культурный фонд MaximiliaN Art Foundation давно оказывает поддержку Минералогическому музею им. А.Е.Ферсмана РАН, поэтому логично, что свою очередную выставку современного камнерезного искусства «Постфаберже» он решил провести именно в стенах этой московской институции. К тому же повод, к которому приурочена выставка, подобающий: музею исполнилось 300 лет, это второй после Кунсткамеры старейший музей России.
В традиционном понимании камнерезное искусство всегда ассоциируется с именем Карла Фаберже и его дорогими «игрушками» для императорских особ. Современные камнерезы творят совсем в другом ключе. И для характеристики их творчества основатель фонда, коллекционер и меценат Максим Арцинович вместе с Мариной Лопато, доктором искусствоведения и старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, предлагают термин «постфаберже», который хоть и отсылает к истокам, но позволяет отделить современные формы камнерезного искусства от традиционных его форм, созданных мастерами Фаберже. Поэтому емкий термин идеально вписался в название выставки.
Полное собрание камнерезных работ фонда включает более 70 скульптур и является если не самым крупным по количеству, то самым выдающимся и значимым по качеству работ. Часть его уже пять лет находится в постоянной коллекции Государственного Эрмитажа: в 2011 году основатель фонда и член Клуба друзей Эрмитажа Максим Арцинович подарил музею 16 произведений искусства из своей коллекции. С того же момента он как эксперт курирует всю коллекцию современного камнерезного искусства Эрмитажа и ежегодно пополняет ее двумя новыми работами. Но Эрмитаж не единственный, кому повезло стать обладателем части собрания культурного фонда. За последние три года MaximiliaN Art Foundation преподнес в дар творения камнерезов Музеям Московского Кремля, Московскому музею современного искусства, Гохрану России, Минералогическому музею им. А.Е.Ферсмана и даже Фонду Louis Vuitton в Париже.
Выставка в Минералогическом музее, открывшаяся 22 ноября, продлится до конца января. Экспозиция включает 20 самых ярких и выдающихся экспонатов, собранных фондом MaximiliaN Art Foundation за последние 20 лет. На выставке можно увидеть семь удивительных произведений Геннадия Пылина, в частности его «Кицунэ» и «Лягушку на тыкве». Также можно посмотреть на тончайшую технику Антона Ананьева в «Аргонавте» и «Осьминоге». Трудно оторваться от творений Сергея Фалькина, один только «Ловец крокодилов» завораживает своим исполнением. Завораживают работы Ярослава Ксенофонтова (XENO). Вдохновляясь творчеством Ханса Гигера, он творит фантастические инопланетные миры полные негуманоидными формами жизни. Кстати, именно эти четыре камнереза входят в пятерку лучших мастеров России. Но их именами выставка не ограничивается. Не менее впечатляющие произведения созданы Михаилом Масляковым и Максимом Морозовым. Истинным бриллиантом коллекции является работа «Улитка» из агата патриарха камнерезной школы Германии, художника в четвертом поколении Герда Дрехера, созданная им в 1989 году.
В целом выставка «Постфаберже» призвана показать, что современное камнерезное искусство давно поднялось на совершенно новый уровень, это уже не декоративно-прикладное, но Искусство с большой буквы, выросшее в самостоятельное направление.