Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом / Гос. Третьяковская галерея. М., 2013.
Каталог, приуроченный к большой ретроспективе художницы, охватил все жанры и периоды ее творчества. Кроме знаменитых хрестоматийных работ Гончаровой, в него включены малоизвестные и вовсе неизвестные, впервые показанные публике.
Каталог-резоне — это аннотированное собрание всех известных произведений художника. Если вопрос, надо ли делать «выставки-резоне», включающие максимально возможное количество работ, не имеет однозначного ответа, то каталог-резоне — безусловное благо. Особенно в случае, когда не только на рынке, но и в музейно-выставочном пространстве находится немало произведений художника, вызывающих сомнения в подлинности. Случай Гончаровой именно таков.
В каталоге представлено 456 произведений в разных жанрах: живопись, графика, работы для театра, книжные иллюстрации и эскизы платьев. Разного времени — от первых опытов начала прошлого века до последних работ, созданных в его середине. Наверное, это не полное собрание художницы, Гонча-рова всегда очень много работала, но полнее пока еще не было. Здесь, кроме знаменитых, хрестоматийных вещей, можно найти малоиз-естные и впервые показанные. Так что ценность издания очевидна.
Каждому из разделов книги предпослана статья, вводный творческо-биографический очерк написан куратором выставки Ириной Вакар. Она трактует жизнь Гончаровой в искусстве как поиск идентичности, осознание природы своего дарования, цитирует ее слова: «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием Сезанна и икон, совсем не равноценны. […] Я совсем не европеец. Эврика».
Но Гончарова все время работала в чьих-то стилях, в этом ее упрекал еще Яков Тугендхольд в рецензии напервую выставку 1913 года: «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм Ларионова […] а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое «я»?» (цитата приведена по статье Вакар). Заимствование художественных методов было для нее органично, а не трагично. Она работала, как другие, но оставалась узнаваемой и самобытной. Так что трагических метаний между Востоком и Западом у Гончаровой, половину отпущенной жизни проведшей во Франции, не было, драматургия выставки на противопоставлении русского и французского начал никак не выстраивалась. На качество каталога это обстоятельство, к счастью, никак не влияет. Недлинные тексты в нем ученые написали языком, любознательной публике понятным. Так что при всей своей полноте и научной описательности каталог, снабженный большим справочным аппаратом, вполне доступное и привлекательное издание. - Ольга Кабанова