С этой весны один из старейших музеев мира, Галерея Уффици во Флоренции, начнет уделять больше внимания творчеству художниц в рамках долгосрочной инициативы по исправлению исторической несправедливости по отношению к женщинам. Приуроченное к Международному женскому дню, 8 марта состоится открытие выставки, посвященной творчеству монахини Плаутиллы Нелли (1523–1587), первой известной флорентийской художницы эпохи Возрождения. А двумя неделями позже в стоящем на противоположном берегу реки Арно музее-«побратиме» Уффици, в Палаццо Питти, откроется выставка автопортретов покойной австрийской художницы и феминистки Марии Лассниг (24 марта — 28 июня).
Как рассказал директор Галереи Уффици и Палаццо Питти Айке Шмидт, выставка Плаутиллы Нелли станет первой в бессрочной ежегодной серии экспозиций, посвященных художницам прошлого. По его словам, более десятка полотен Нелли, в том числе недавно обнаруженные в церквях и музеях Центральной Италии, будут соседствовать с работами из ее доминиканского монастыря. Публикацию каталога спонсирует флорентийский Фонд продвижения художников-женщин, также отреставрировавший ряд работ Нелли.
В свою очередь, решение организовать выставку Лассниг подсказала восходящая к XVII веку знаменитая коллекция автопортретов из Уффици. Подборка из трех десятков работ Лассниг, прибывших из венской Альбертины, где в мае пройдет выставка рисунков художницы, одновременно является феминистским высказыванием. «Лассниг всегда интересовало ее тело именно как тело женское, интересовали взаимоотношения между мужским телом и женским телом», — говорит Шмидт.
Отправной точкой феминистских инициатив музея стала состоявшаяся в 2015 году встреча его директора с американской группой активисток Guerrilla Girls, на протяжении трех десятилетий борющихся против неравенства в мире искусства. Галерея Уффици не вошла в обзор почти 400 европейских художественных учреждений, составленный группой в рамках кампании по борьбе за разнообразие в музейных программах: в него включены только площадки, экспонирующие современное искусство и искусство модернизма. (Результаты этой работы можно увидеть в галерее Whitechapel Gallery в Лондоне до 5 марта.) Тем не менее Уффици, созданная семьей Медичи и открытая в 1769 году великим герцогом Тосканы, обладает, по словам Шмидта, «вероятно, самой богатой коллекцией произведений художниц, живших до XIX века».
Многие из них входят в широко известную, но мало посещаемую коллекцию, которая ранее располагалась в узком коридоре Вазари, соединяющем Уффици с палаццо Питти. В ноябре коридор был закрыт на реставрацию. Увидеть произведения таких старых мастеров, как Рафаэль и Рембрандт, а также к картины Луизы Виже-Лебрен и Мариетты Робусти (дочь Тинторетто) могли, рассказывает Шмидт, только частные группы, а они составляют менее 1% от свыше 2 млн человек, ежегодно посещающих Уффици. По словам директора, после возвращения коллекции грядущей осенью женские автопортреты займут даже больше, чем целый зал, в основном здании музея.
В прошлогоднем интервью The Art Newspaper Фрида Кало из Guerrilla Girls напомнила, что «чисто символическая поддержка — это скорее часть проблемы, чем ее решение». В 2010 году Галерея Уффици проводила выставку 100 исторических и современных автопортретов, созданных женщинами. Теперь, устраивая регулярные выставки художниц и вводя их работы в постоянную экспозицию, музей стремится, как говорит его руководитель, «избежать замыкания в гетто». «Это не просто отдельная инициатива на какие-нибудь три-пять лет. Не знаю, буду ли я к тому моменту по-прежнему занимать должность директора, но, мне кажется, мы легко могли бы делать это и 20 лет», — уверен Шмидт.
Над расширением канона работают и другие крупные музеи мира. В число выставок, посвященных недооцененным художницам, или «старым мастерицам», вошла экспозиция Виже-Лебрен в парижском Гран-пале, в прошлом году ездившая в нью-йоркский Метрополитен-музей. В конце года мадридский Прадо открыл первую в своих стенах персональную выставку художницы Клары Петерс (до 19 февраля). «Среди знаменитейших художников нашего времени есть женщины, и уже один этот факт неизбежно вызывает вопрос, с чего все это началось и как развивалось. Думаю, нам уже давно пора — и мы готовы к этому — вернуть в экспозиции великих художниц прошлого», — говорит Айке Шмидт.