18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что случилось в мире искусства 6 февраля

Сампсониевский собор передали РПЦ, в Польше заявляют, что нашли Янтарную комнату, реконструкцию ГМИИ им. Пушкина продлили до 2023 года, Джок Стерджес смутил Роскомнадзор — эти и другие новости дня в нашем вечернем обзоре

Петербургский Сампсониевский cобор официально передан РПЦ. Как сообщил Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», в состав которого входила церковь, инициировали передачу сами музейщики. «Здесь Выборгская сторона, где храмов раз-два и обчелся, здесь этот храм нужен», — отметил он. После передачи собор сохранит в своем интерьере 141 предмет музейного фонда, в том числе иконы XVIII века, за сохранностью которых будет следить приход совместно с музейными специалистами. Напомним, что Сампсониевский собор был основан Петром I в 1710 году в честь победы под Полтавой. В 1935 году он был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры и передан в аренду Государственному Эрмитажу. С этого момента храм использовался как библиотека Академии наук, потом как склад, затем поступил в ведение музея Суворова. В 1984 году вместе со Спасом на Крови, Смольным и Исаакиевским соборами церковь вошла в состав ГМП «Исаакиевский собор». Тем временем в самом Исаакиевском соборе обсуждают вопросы трудоустройства 158 музейных сотрудников, которые, вероятно, потеряют работу после передачи храма РПЦ.


Реконструкция ГМИИ имени А.С.Пушкина завершится на три года позже, в 2023 году. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России в субботу. Причина переноса сроков связана с тем, что, согласно утвержденному проекту концепции развития музея, перемещение его фондов из главного здания в новые может осуществляться только после ввода последних в эксплуатацию. В документе также сообщается, что площадь главного здания будет увеличена почти до 26 тыс. кв. м вместо планировавшихся ранее 17 тыс. кв. м. Реконструкция ГМИИ началась в 2014 году. О том, как проходил конкурс на разработку концепции развития музея, читайте в наших материалах.


Художник и скульптор Аниш Капур стал лауреатом премии Genesis. Премия за «весомый вклад в развитие человечества и приверженность ценностям еврейского народа» вручена в четвертый раз, а ее призовой фонд составил $1 млн. Художник заявил, что награду он пожертвует на решение миграционного кризиса и привлечение внимания к проблеме беженцев по всему миру. В 2015 году в честь 70-летия освобождения Освенцима Капур создал мемориал в Либеральной синагоге Лондона. Тогда же в московском Еврейском музее и центре толерантности открылась первая в России персональная выставка художника «Моя алая родина». Напомним, что Аниш Капур родился в Мумбае (Бомбей) в семье индуса и иракской еврейки. В 17 лет молодой человек отправился вместе с братом в Израиль жить в кибуце и учиться в инженерной школе, но спустя пару лет переехал в Лондон, чтобы учиться на художника.


Роскомнадзор заблокировал одну из страниц сайта аукционного дома Bonhams за фотографию Джока Стерджеса. На сайте ведомства говорится, что блокировка введена на основании закона «Об информации», запрещающего распространение детской порнографии. Заблокированная страница посвящена выставленной на торги фотографии, на которой изображены двое детей без одежды. Под угрозой блокировки находится весь сайт аукционного дома. Напомним, что в сентябре 2016 года проходившая в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве выставка Стерджеса была закрыта из-за обвинений в пропаганде детского порно. Тогда член Общественной палаты России Антон Цветков в итоге признал, что выставка не нарушала российского законодательства. Хронику тех событий, а также подборку самых громких скандалов, связанных с изображением в искусстве обнаженных детей, читайте на нашем сайте.


Новым директором Международного совета музеев (ИКОМ) стал Петер Келлер. С 2002 года он занимал пост руководителя Кафедрального музея Зальцбурга. Объединив его с двумя другими институциями, в 2014 году он возглавил художественный музей DomQuartier и увеличил количество посетителей в пять раз. Годом позднее искусствовед был назначен казначеем ИКОМ и вошел в правление национального австрийского комитета этой организации. Как сообщает artdaily.com, в обязанности нового директора будет входить укрепление сети ИКОМ, расширение программ и увеличение количества публикаций. На этом посту Келлер сменил Ханса Мартина Хинца. Главные цели Международного совета музеев — содействие развитию музейного дела во всем мире, борьба с нелегальной торговлей культурными ценностями, повышение профессиональных стандартов музейных работников.


Поиски Янтарной комнаты начнутся летом в польском Пасленке. Похищенные из Царского Села во время Великой Отечественной янтарные панно могут оказаться в подземном проходе между Пасленским замком и готической церковью Святого Бартоломью, передает РИА Новости. В пользу гипотезы говорит тот факт, что в конце войны часть музейных коллекций и документов из Кенигсберга, в королевском замке которого с 1942 по 1944 год была смонтирована комната, немцы эвакуировали именно в Пасленк. Сохранились дневники очевидцев того, как в 1944 году на территорию замка въезжали грузовики с ящиками. На сегодня известно более 20 версий местонахождения Янтарной комнаты. Государственную комиссию по розыску шедевра создали еще в СССР в конце 1970-х, но после 20 лет безрезультатных поисков она была упразднена. Интервью с реставратором, руководившим воссозданием Янтарной комнаты в Царском Селе в наши дни, читайте на сайте.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+