18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Издатели нашего времени

№50
Материал из газеты

Какие издательства выпускают книги по истории и теории искусства

The Art Newspaper Russia публикует на своих страницах рецензии на книги, выпущенные издательствами самых разных типов. Одни из них — общепризнанные гиганты индустрии, другие — небольшие, практически домашние редакции, третьи — аффилированы с ведущими музеями. Юбилейный номер — хороший повод составить приблизительную типологию издательств, работающих с темами культуры и искусства, чья деятельность, так или иначе, отражалась в нашей газете.


«Арка»

Партнер Эрмитажа, «Арка» выпускает в основном массовые издания, что не исключает специальных проектов (последний в их ряду — «Феноменология архитектуры Петербурга» Александра Степанова). Среди книг «Арки» — «Мой Эрмитаж» Михаила Пиотровского, монография Аркадия Ипполитова о Пиранези. «Арка» сотрудничает и с Издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге, где вышла, например, монография Андрея Шабанова «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением». Вместе с тремя альбомами Василия Успенского, Андрея Россомахина и Дениса Хрусталева, выпущенными к выставке классической английской карикатуры, это исследование вышло в финал премии нашей газеты.


Ad Marginem Press

Самое продвинутое наше издательство, начинавшее в 1990-х с актуальной (в основном постструктуралистской) философии, а позже приступившее к изданию радикальной прозы, ныне плодотворно сотрудничает с Музеем современного искусства «Гараж», что влияет на его текущий, сугубо культурологический ассортимент. Два года назад Александру Иванову и Михаилу Котомину, руководящим Ad Marginem Press, присудили премию нашей газеты. Тогда в конкурсе участвовали «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста, «Фотография и ее предназначения» Джона Бёрджера, «Против интерпретации и другие эссе» и дневники Сьюзен Сонтаг — теперь же репертуар издательства только расширился. Здесь следует упомянуть биографическую серию Minima, а также выпуск важных искусствоведческих текстов.


«Барбарис»

Домашнее издательство Ирины Тархановой занимается выпуском штучных художественно-архивных проектов (рисованные дневники Валерия Сировского, гостевые тетради Михаила и Ирины Гробман, воспоминания Алисы Порет), а также участвует в подготовке альбомов и каталогов к большим выставкам главных московских музеев, среди которых Третьяковская галерея, музей-заповедник «Царицыно», некоторые другие. И делает все это четко, точно и крайне изысканно в неповторимом авторском исполнении.


Издательство Ивана Лимбаха

Редакция Ирины Кравцовой, специализирующаяся на интеллектуальной литературе самого высокого качества, помимо прочего, постоянно выпускает сборники арт-эссеистики («Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте» Ольги Седаковой, «Варвар в саду», «Натюрморт с удилами», «Лабиринт у моря» Херберта Збигнева), а также беллетризованные жизнеописания художников («Последнее странствие Сутина» Ральфа Дутли), занимательный научпоп о Венеции Вивальди и судьбах знаменитых оперных кастратов.


«БуксМАрт»

Традиционное, с разно­образным ассортиментом, это издательство — одно из немногих, кто решается издавать головоломные и наукоемкие монографии, сборники по итогам научных конференций, посвященных классическому и современному изобразительному искусству, архитектуре, дизайну, истории, москвоведению. Многие из них выпущены совместно с Институтом теории и истории изобразительных искусств РАХ, как, например, этапное «Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы», уже само ставшее историей.


«Белый город»

Иногда в издательстве, работающем с 1996 года, отвлекаются от серийно оформленных альбомов не самого высокого качества (зато максимально доступных) и публикуют важные, отлично иллюстрированные, практически идеальные монографии Елены Федотовой о странных периодах в истории искусства. Например, о венецианской живописи эпохи заката или об ампирных страстях времен Второй империи. Также «Белый город» выпускает литературу по москвоведению и подарочные издания.


«Новое литературное обозрение»

Чаще всего на рецензионные страницы попадают книги, выпущенные этим фундаментальным издательством в серии «Очерки визуальности», которую более десятилетия ведет Галина Ельшевская (в прошлом году она получила премию нашей газеты). «Очерки визуальности» сочетают отечественные и переводные монографии, эссе и актуальную критику, показывая разные жанровые и эстетические подходы к описанию искусства. Но помимо этой серии, в НЛО выходят отдельные исследовательские и художественные сборники о современных художниках (Михаил Гробман, Гриша Брускин и др.).


Maier

Основанное шесть лет назад, это небольшое, но симпатичное издательство специализируется на каталогах художников (в том числе каталогах-резоне, как, например, полный каталог живописи и графики Александра Тихомирова) и выставок (упомянем сотрудничество Maier с Московским музеем современного искусства). Так, в прошлом году вышли альбомы, посвященные творчеству Михаила Шварцмана, Виты Буйвид и арт-группы ТОТАРТ. Еще одно направление — монументальные иллюстрированные издания («Правда как свет» — двухтомник воспоминаний Евфросинии Керсновской, оформленный в эстетике Серебряного века). Команда Maier и его директор Нелли Подгорская большое внимание уделяют грамотному оформлению и качественному полиграфическому исполнению Ее Величества Книги.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+