18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Издатели нашего времени

№50
Материал из газеты

Какие издательства выпускают книги по истории и теории искусства

The Art Newspaper Russia публикует на своих страницах рецензии на книги, выпущенные издательствами самых разных типов. Одни из них — общепризнанные гиганты индустрии, другие — небольшие, практически домашние редакции, третьи — аффилированы с ведущими музеями. Юбилейный номер — хороший повод составить приблизительную типологию издательств, работающих с темами культуры и искусства, чья деятельность, так или иначе, отражалась в нашей газете.


«Арка»

Партнер Эрмитажа, «Арка» выпускает в основном массовые издания, что не исключает специальных проектов (последний в их ряду — «Феноменология архитектуры Петербурга» Александра Степанова). Среди книг «Арки» — «Мой Эрмитаж» Михаила Пиотровского, монография Аркадия Ипполитова о Пиранези. «Арка» сотрудничает и с Издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге, где вышла, например, монография Андрея Шабанова «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением». Вместе с тремя альбомами Василия Успенского, Андрея Россомахина и Дениса Хрусталева, выпущенными к выставке классической английской карикатуры, это исследование вышло в финал премии нашей газеты.


Ad Marginem Press

Самое продвинутое наше издательство, начинавшее в 1990-х с актуальной (в основном постструктуралистской) философии, а позже приступившее к изданию радикальной прозы, ныне плодотворно сотрудничает с Музеем современного искусства «Гараж», что влияет на его текущий, сугубо культурологический ассортимент. Два года назад Александру Иванову и Михаилу Котомину, руководящим Ad Marginem Press, присудили премию нашей газеты. Тогда в конкурсе участвовали «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста, «Фотография и ее предназначения» Джона Бёрджера, «Против интерпретации и другие эссе» и дневники Сьюзен Сонтаг — теперь же репертуар издательства только расширился. Здесь следует упомянуть биографическую серию Minima, а также выпуск важных искусствоведческих текстов.


«Барбарис»

Домашнее издательство Ирины Тархановой занимается выпуском штучных художественно-архивных проектов (рисованные дневники Валерия Сировского, гостевые тетради Михаила и Ирины Гробман, воспоминания Алисы Порет), а также участвует в подготовке альбомов и каталогов к большим выставкам главных московских музеев, среди которых Третьяковская галерея, музей-заповедник «Царицыно», некоторые другие. И делает все это четко, точно и крайне изысканно в неповторимом авторском исполнении.


Издательство Ивана Лимбаха

Редакция Ирины Кравцовой, специализирующаяся на интеллектуальной литературе самого высокого качества, помимо прочего, постоянно выпускает сборники арт-эссеистики («Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте» Ольги Седаковой, «Варвар в саду», «Натюрморт с удилами», «Лабиринт у моря» Херберта Збигнева), а также беллетризованные жизнеописания художников («Последнее странствие Сутина» Ральфа Дутли), занимательный научпоп о Венеции Вивальди и судьбах знаменитых оперных кастратов.


«БуксМАрт»

Традиционное, с разно­образным ассортиментом, это издательство — одно из немногих, кто решается издавать головоломные и наукоемкие монографии, сборники по итогам научных конференций, посвященных классическому и современному изобразительному искусству, архитектуре, дизайну, истории, москвоведению. Многие из них выпущены совместно с Институтом теории и истории изобразительных искусств РАХ, как, например, этапное «Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы», уже само ставшее историей.


«Белый город»

Иногда в издательстве, работающем с 1996 года, отвлекаются от серийно оформленных альбомов не самого высокого качества (зато максимально доступных) и публикуют важные, отлично иллюстрированные, практически идеальные монографии Елены Федотовой о странных периодах в истории искусства. Например, о венецианской живописи эпохи заката или об ампирных страстях времен Второй империи. Также «Белый город» выпускает литературу по москвоведению и подарочные издания.


«Новое литературное обозрение»

Чаще всего на рецензионные страницы попадают книги, выпущенные этим фундаментальным издательством в серии «Очерки визуальности», которую более десятилетия ведет Галина Ельшевская (в прошлом году она получила премию нашей газеты). «Очерки визуальности» сочетают отечественные и переводные монографии, эссе и актуальную критику, показывая разные жанровые и эстетические подходы к описанию искусства. Но помимо этой серии, в НЛО выходят отдельные исследовательские и художественные сборники о современных художниках (Михаил Гробман, Гриша Брускин и др.).


Maier

Основанное шесть лет назад, это небольшое, но симпатичное издательство специализируется на каталогах художников (в том числе каталогах-резоне, как, например, полный каталог живописи и графики Александра Тихомирова) и выставок (упомянем сотрудничество Maier с Московским музеем современного искусства). Так, в прошлом году вышли альбомы, посвященные творчеству Михаила Шварцмана, Виты Буйвид и арт-группы ТОТАРТ. Еще одно направление — монументальные иллюстрированные издания («Правда как свет» — двухтомник воспоминаний Евфросинии Керсновской, оформленный в эстетике Серебряного века). Команда Maier и его директор Нелли Подгорская большое внимание уделяют грамотному оформлению и качественному полиграфическому исполнению Ее Величества Книги.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+