18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Художники против Трампа и ксенофобии

Международный проект «Руки прочь от нашей революции!» объединяет все больше сторонников среди художников, арт-критиков и руководителей музеев

Похоже, этот год действительно станет революционным для мирового искусства. Вместе с открытием выставок, посвященных 100-летию Октябрьской революции 1917 года, арт-сообщество развернуло грандиозную кампанию против правого популизма вообще и политики президента США Дональда Трампа в частности. К художественной акции «Руки прочь от нашей революции!» уже присоединилось более 200 влиятельных художников, арт-критиков, руководителей музеев.

О главной цели стартовавшей 16 февраля кампании сообщается на ее интернет-странице на десяти языках. «Мы — глобальная коалиция, утверждающая радикальную природу искусства. Мы убеждены, что искусство может помочь в противостоянии нарастающей риторике правого популизма и фашизма и ее все более явных форм — ксенофобии, расизма, сексизма, гомофобии и беззастенчивой нетерпимости. <...> Свобода и справедливость никогда еще не были столь хрупки и близки к тому, чтобы ускользнуть от нас, как сейчас. Как художники мы обязаны переосмыслить и воссоздать социальные отношения, которые оказались под угрозой право-популистской власти. Наша обязанность — противостоять этому и проявлять солидарность. По-тихому мы не уйдем. Наша задача и потенциальная возможность — с помощью своих собственных форм выражения и общественных пространств вовлечь людей в совместное, наглядное и открытое осмысление и обсуждение идей», — гласит манифест проекта (стиль и орфография авторов сохранены).

Объединил арт-сообщество живущий между Берлином и Лондоном художник, профессор Гамбургского университета искусств Адам Блумберг. В своем комментарии британской газете Guardian он отметил, что первые выставки современного искусства, в которых художники смогут в любых формах выразить свою резко критическую позицию, откроются в марте. По его словам, их география «не будет ограничена США и Европой, но дойдет до Мексики и Нигерии». Список тех, кто уже включился в протестное движение, доступен на сайте: это художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер, Мэтью Барни, Эд Руша, Тасита Дин, арт-критик Розалинда Краусс, директор галереи Whitechapel Ивона Блазвик, директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис и многие другие.

Среди них и Аниш Капур, который недавно пожертвовал полученную им премию Genesis на привлечение внимания к проблемам беженцев. В начале февраля художник, переиначив Бойса, создал работу «Я люблю Америку, но Америка не любит меня», в которой выразил протест против миграционной политики Дональда Трампа. Он предложил всем подключиться к этому начинанию и «использовать работу Йозефа Бойса как инструмент социальных изменений», чтобы продемонстировать свое негативное отношение к ксенофобии.

Вступить в арт-коалицию «Руки прочь от революции» может каждый, заполнив форму и указав, какими свободами он дорожит и как может помочь движению. На страницах проекта в соцсетях его участники отслеживают последние события, связанные с притеснением свобод художников, а также организуют или поддерживают акции против ксенофобии и расизма в искусстве. Так, совсем недавно сотрудники Музея Дэвиса в Массачусетсе убрали из залов все работы иммигрантов в качестве протеста против введенного Трампом временного запрета на въезд в США для беженцев и иммигрантов из ряда стран, а отсутствующие картины, среди которых пейзажи переехавшего в Америку из Лондона художника XIX века Томаса Коула, работы абстракциониста русского происхождения Ильи Болотовского и современной художницы кубинского происхождения Аны Мендьеты, заменили табличками «Сделано иммигрантом».

Активисты арт-революции также вспоминают о расследовании в Южной Корее, раскрывшем «черный список» художников, неугодных властям и не рекомендованных для госфинансирования, куда вошло 9473 имени. Упоминаются и другие похожие акции, например январский перформанс актера Шайи Лабафа в нью-йоркском Музее движущегося изображения. По замыслу автора на протяжении всего президентского срока Трампа к установленной камере, трансляция с которой велась круглосуточно, мог подойти любой желающий и сказать: «Он не разделит нас». Возле камеры начали возникать драки сторонников и противников президента, проект трактовали как политический митинг, после чего актера арестовали. Сейчас он освобожден, и трансляция предполагается уже с новой камеры на стене театра в Альбукерке в штате Нью-Мексико. Пока на ней ничего не видно.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+