Выставка, где будет более 200 фотографий ведущих мастеров прибалтийских ран, охватывает период с середины 1960‑х до начала 1990-х годов, когда распался СССР. 1960-е годы как точка отсчета выбраны неслучайно. Хрущевская оттепель с ее, пусть и недолгим, послаблением в области цензуры оживила культурную жизнь страны, одним из про явлений чего стала открывшаяся в 1969 году в Центральном доме журналиста в Москве выставка девяти литовских фотографов. Она имела ошеломительный успех, объяснимый в первую очередь тем, что представила литовскую фотографию как самобытный художественный и общественный феномен на фоне советской фотографии, сведенной к идеологически ангажированномыу репортажу о достижениях советского государства и его строителей. А тут сюжеты из повседневной жизни обычных людей, их психологически точные портреты, снятые в резких ракурсах, крупными планами, в жесткой графической эстетике — все это абсолютно не вписывалось в понятие «советская фотография». Классик и один из лидеров литовской школы фотографии Антанас Суткус вспоминал: «С одной стороны, мы хотели показать, что мы не Советский Союз. А с другой — для нас главным была не национальная идея. Главным было показать… простого челове- ка. Тогда ведь не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимизмом. Психологизм тоже оценивался как пессимизм». Суткус, как и другие участники той легендарной выставки: Александрас Мацияускас, Римантас Дихавичюс и Виталий Бутырин, — был также среди тех немногих советских фотографов, которые уже в те годы участвовали в престижных международных выставках, получая там высшие награды. Как, впрочем, и патриарх латышской фотографии Гунар Бинде, черно-белая эстетика снимков которого сложилась еще в 1950-е под влиянием итальянского неореализма. Свою первую международную награду Бинде получил на выставке в Аргентине в далеком 1966 году. Среди мастеров латышской школы на выставке нельзя не выделить еще одного ее классика — Яниса Глейдза, разработавшего свою уникальную технику, секреты которой так и остались неразгаданными его коллегами по цеху. А эстонская фотография будет представлена в первую очередь теперь уже легендарной группой STODOM, основанной в 1964 году тогда молодыми талантливыми фотохудожниками Калью Сууром, Пеэтером Тоомингом, Андреем Добровольским и Рейном Мараном. Суур, работами которого восхищался сам Анри Картье-Брессон, как и его коллега Тооминг, еще в 1970-е был удостоен звания Международной федерации фотографического искусства (FIAP). — Елена Мелкумова
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Гений места. Классика литовской фотографии
Москва
5 февраля — 23 марта