18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антисоветский реализм

Галерея RuArts в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку фотолетописца советского андерграунда Сергея Борисова

«Girls, Girls, Girls!» Сергей Борисов. До 1 апреля

Галерея RuАrts (Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 10) в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку Сергея Борисова.

Сергей Борисов обосновался в Студии 50А на Знаменке с 1979 года. Там его и застал заказ газеты Le Monde на иллюстрацию статьи о советском роке, слухи о котором докатились до Запада. Борисов предложил французам сделать центральной фигурой «царя русского рока» Бориса Гребенщикова и его «Аквариум», только что записавший альбом «Радио Африка», и именно с этого момента началось погружение в мир андерграунда. На волне новой музыки и эстетики Студия 50A вскоре стала коммуникативным центром между Москвой и Ленинградом и стартовой площадкой для целого пласта новой культуры и искусства.

Борисов показывал другую сторону советской жизни — богемный андерграунд, который участвовал и в жизни студии, и в придуманных художником фотоисториях. Первая рок-дива Советского Союза Жанна Агузарова, «Чемпионы мира», Роман Виктюк, Виктор Цой, Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Тимур Новиков — всем им было легко позировать и участвовать в перформансах Борисова, сохраняя непосредственность и дерзость выходок, забираясь на памятники или раскрепощенно оголяясь в студии и на улице. Другому фотографу вряд ли удалось бы снять советскую богему так, как Сергею, хотя бы из-за существовавшего доверия и одного уровня понимания современности фотографом и моделью — неписаных установок андерграунда того периода, частью которого стала студия на Знаменке.

В разное время героями Борисова были Юрий Антонов, Михаил Боярский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха, София Ротару. По словам фотографа, тот, кто в те времена просто снял Аллу Пугачеву, хотя бы из толпы, уже мог считать себя успешным фотографом. А Борисов оформил для нее две пластинки.

Из воспоминаний Сергея Борисова: «Началось все в середине 70-х годов прошлого века, когда я устроился выездным фотографом. Снимал детишек в школах и детских садах. Затем стал работать в рекламе. В 1977 году я вступил в секцию фотографии на знаменитой Малогрузинке, моднейшем тогда месте, которое было специально создано для художников, героев Бульдозерной выставки, так брутально разогнанной коммунистическими властями. Я просто хотел там числиться, „положить трудовую книжку“, но соседство с художниками не могло не сказаться, и я стал снимать портреты художников-нонконформистов. Были среди них и девушки. Две. Их портреты я включил в выставку „Портреты художников“, но худсовет (синоним слова „цензура“) заставил меня их убрать. Один — за то, что на нем была художница, раскрашенная в стиле „боди-пэйнтинг“, в их понимании обнаженная, другой — за то, что на нем слишком много чего просвечивало. Вторая художница была непроста и всеми правдами и неправдами добилась восстановления своего портрета. Понятно, что много девушек, и красивых, было и среди эстрадных артистов. Их общей бедой было отсутствие хороших платьев. Вернее, отсутствие всего, в чем не стыдно было бы сниматься. Поэтому артистки снимались в концертных платьях, а художницы — обнаженными или драпированными. Для чего они тогда снимались? Когда меня спрашивали, я отвечал: „Для человечества“. Наверное, это звучало убедительно, раз на этом переговоры и заканчивались. А потом наступила перестройка.

В конце 1980-х и в начале 1990-х мою студию стали осаждать западные журналисты. Создавалось впечатление, что у меня они брали больше фотографий, чем в ТАСС. Ко мне в буквальном смысле стояли очереди из западных журналистов. Их всех интересовала неформальная молодежь, в кругу которой я тусовался, а также молодежная мода, которая меня самого интересовала не меньше. Удивительно, но такой продвинутый журнал, как гамбургский Tempo, поместил на обложку в 1987 году фотографию, сделанную мной в 1985-м, как я думал, «в стол». Парижский Photo в 1989 году в последний момент снял с обложки мою работу «СССР», где девушка, завернутая во флаг СССР, держала под горлом серп. Редакцию Photo попросили не раздражать приезжающего в Париж Горбачева как раз в это время. Зато эта фотография появилась на обложке журнала «Столица» в 1991 году, как раз во время августовского путча. И именно с середины 1990-х годов моим творчеством заинтересовались крупные международные галереи и аукционы мира».

Подробнее на http://www.ruarts.ru/
По материалам пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
6
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
7
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+