18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр немецкого экспрессионизма ищут в России

Знаменитая картина немецкого экспрессиониста Франца Марка, которая была заклеймена нацистами как «дегенеративная» и считается без вести пропавшей, возможно, находится в России

«Башня синих лошадей» (1913) Франца Марка не появлялась на публике после знаменитой нацистской выставки «дегенеративного искусства» в Мюнхене в 1937 году. Однако кураторы выставки, которая открывается в Германии в марте, утверждают, что полотно вполне могло выжить.

Выставка организована как дань памяти утраченному шедевру, а также в надежде привлечь внимание общественности к исчезнувшей картине.

Работа была написана в канун Первой мировой войны. Шесть лет спустя картину, одно из лучших и программных творений радикального художника и организатора художественного объединения «Синий всадник», приобрела Национальная галерея Берлина. Творческая группа «Синий всадник» во главе с Францем Марком и Василием Кандинским считала синий цвет символом духовных стремлений и особо почитала лошадей и всадников, наделяя их религиозным подтекстом.

В 1936 году творчество Марка было объявлено нацистами «вырожденческим», и в следующем году «Башня синих лошадей» выставлялась в числе других заклейменных работ печально известной Мюнхенской выставки. Это привело к недовольству и протестам ветеранов войны: ведь Марк умер, сражаясь за Германию, в 1916 году. Картину изъяли с выставки, и в 1938 году она попала к известному любителю искусства Герману Герингу.

После поражения Германии в 1945 году полотно пропало без вести. Кураторы считают, что картина выжила, потому что есть несколько свидетельств очевидцев. Искусствовед Эдвин Редслоб, до войны возглавлявший департамент культуры правительства Германии, много лет спустя писал, что заметил картину в начале 1945 года на берлинской вилле Haus am Waldsee, где тогда проживал глава нацистского отдела кино. В 1961 году журналист Иоахим Навроцки рассказывал, что видел картину зимой 1948–1949 годов в расположенном по соседству здании молодежного центра, где раньше был дом начальника полиции графа фон Хельдорфа. В 2001 году Ян Алерс, обладатель богатой коллекции искусства немецких экспрессионистов, признался, что ему предложили купить картину, хотя ее так и не показали.

Катя Бломберг, организатор берлинской половины выставки, посвященной картине, считает, что полотно было захвачено советскими войсками после окончания войны и перевезено в Россию. И мирно пылится в одном из музейных запасников. Майкл Геринг, куратор мюнхенской части выставки, соглашается с коллегой, добавляя, что если картина находится не в России, «то где-нибудь в подвале или на чердаке в Германии».

Выставка, которая проводит параллели между современными работами и знаменитым полотном Франца Марка, будет проходить в двух местах: Новой пинакотеке в Мюнхене (городе, где был написан шедевр) и на вилле Haus am Waldsee к юго-западу от Берлина (там, где ее «видели»). Виктория Биншток и Норберт Биски — одни из 20 современных художников, которым предложили представить свое видение знаменитой картины, ее истории и культового статуса.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+