18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дело по картине Брюллова следует пересмотреть

Конституционный суд РФ принял решение, что дело коллекционера Александра Певзнера подлежит пересмотру

Суд признал соответствующими Конституции РФ все нормы и статьи, которые оспаривал немецкий коллекционер Александр Певзнер, но тем не менее посчитал, что решения, вынесенные в его отношении судами общей юрисдикции, подлежат пересмотру в установленном порядке, «если для этого нет иных препятствий».

Из-за «Христа во гробе»

Напомним, в Конституционном суде состоялось рассмотрение жалоб коллекционера Певзнера, в которых он указал, что пункт 1 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ «допускает незаконное лишение собственника его имущества» и что неопределенность понятия «ухудшение положения лица» в части 6 статьи 401 УПК РФ дает возможность судам по-разному применять ее на практике. Все это, по мнению Певзнера, привело к тому, что он был лишен законно принадлежащего ему имущества, а это является прямым нарушением его конституционных прав.

Коллекционер Александр Певзнер еще в 2003 году пытался привезти из Германии в Государственный Русский музей картину Карла Брюллова «Христос во гробе», законно приобретенную им незадолго до этого в одной из православных общин Брюсселя. Певзнер планировал провести в ГРМ экспертизу картины, чтобы окончательно подтвердить авторство Брюллова, а затем, вероятно, и продать ее музею. Фигурировала даже сумма возможной сделки — примерно $400 тыс.

Но ФСБ обвинила господина Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и «недостоверном декларировании». Картина у владельца была конфискована, он сам вернулся в Германию.

Судебные разбирательства в судах разных инстанций, то затухая, то вновь вспыхивая, продолжались почти 14 лет. В апреле 2016 года коллегия по уголовным делам Верховного суда признала картину подлежащей конфискации как «орудие преступления». Все это время полотно Брюллова находится в спецхране ФСБ.

Теперь, после решения КС, лишившийся картины коллекционер продолжит попытки вернуть свое имущество в судебном порядке.

14 лет спустя

Как рассказал корреспонденту ТANR Максим Крупский, адвокат и представитель Александра Певзнера в Конституционном суде, его доверитель будет добиваться отмены решения Верховного суда.

По мнению адвоката, нынешнее решение КС открывает перед ними новые перспективы, в первую очередь потому, что суд признал лишение имущества объективным ухудшением положения его доверителя.

«Конституционный суд однозначно сказал, что лишение человека права собственности входит в понятие ухудшения его положения, что вызовет позитивный эффект не только для нашего дела, но и для других похожих дел, — считает Максим Крупский. — Несмотря на это, решение КС — достаточно компромиссное, и для других судебных разбирательств оно имеет как позитивные, так и негативные последствия. Я, в частности, не могу согласиться с ним в толковании нормы пункта 1 части 3 статьи 81 УПК, я категорически не согласен с позицией суда.

Оставив в Уголовно-процессуальном кодексе этот механизм в неизменном виде, КС, на мой взгляд, фактически подорвал принцип презумпции невиновности. Теперь получается, что в отсутствие обвинительного приговора у человека можно конфисковать его имущество как орудие преступления? Я не понимаю, как это возможно и это не противоречит Конституции! Если речь идет об „орудии преступления“, должен быть установлен факт совершения преступления и доказана вина этого человека. Иначе непонятно, за что его лишают имущества».

Без срока давности

«В результате такого решения, — считает Крупский, — возникает юридическая коллизия: с одной стороны, человек не признан виновным, поскольку в отношении него отсутствует обвинительный приговор (ст. 14 УПК РФ); с другой стороны, лишение его имущества как „орудия преступления“, которое является не чем иным, как карательной мерой воздействия, опосредованно делает его виновным в совершении этого преступления. Ведь теперь такая конструкция официально признана конституционной».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+