18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Дэвид Рокфеллер

Банкир, филантроп и покровитель нью-йоркского Музея современного искусства скончался вчера на 102 году жизни

Дэвид Рокфеллер скончался в своем доме в Покантико-Хилс к северу от Нью-Йорка. Он не только долгое время возглавлял банк Chase Manhattan, но и c 1948 года был членом попечительского совета нью-йоркского Музея современного искусства (MоMA), причем неоднократно брал на себя роль председателя совета. Семья Рокфеллера связана с музеем гораздо дольше: мать Дэвида Эбби Олдрич Рокфеллер участвовала в создании MоMA, а названный в честь нее сад скульптуры находится на месте, где раньше стоял дом семьи Рокфеллер и где родился будущий филантроп.

«Дэвид присутствовал здесь, когда создавался MоMA», — отметил директор музея Гленн Лоури на праздновании 100-летнего юбилея Рокфеллера, где гостей угощали тортом, украшенным изображением яхты банкира (он был активным борцом за защиту Мирового океана). Он также немало участвовал в развитии музея, поспособствовав приобретению коллекции Гертруды Стайн. Он давал для музейных показов принадлежавшие ему картины Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса и Пабло Пикассо, которые он приобрел вместе с женой Пегги. Он был одним из основных спонсоров перестройки и расширения музея по проекту Ёсио Танигути, открытого в 2004 году, передав $77 млн от общей суммы в $858 млн. Тогда же он пообещал перечислить $100 млн в благотворительный фонд музея после своей смерти — самый большой финансовый дар, который MоMA получал на тот момент.

«Дэвид Рокфеллер был выдающимся человеком, память о котором оставили не только его многочисленные благодеяния, но и его продуманное руководство нашей институцией и многое другое, — говорит Лоури в некрологе. — Щедрый, страстный и бесконечно любознательный, он вдохновил целое поколение попечителей и сотрудников Музея современного искусства своей верой в исключительную важность современного искусства и любовью к красоте».

Наметанный взгляд коллекционера оказался полезен и банку Chase Manhattan. Корпоративная коллекция произведений искусства была основана Рокфеллером в 1959 году, она — одна из старейших в США. Изначально сосредоточенная на американском современном искусстве, но постепенно включавшая работы художников из стран, в которых банк ведет бизнес, коллекция JPMorgan Chase Art Collection (переименованная после слияния) сегодня объединяет более 30 тыс. предметов, многие из которых находятся в 450 международных офисах. Дэвид Рокфеллер лично заказал и оплатил 12-метровую скульптурную «Группу из четырех деревьев» (1972) Жана Дюбюффе, которая до сих пор стоит в Уан-Чейз-Манхэттен-Плаза в Нижнем Манхэттене.

В интервью The Art Newspaper в 2003 году Рокфеллер рассказывал о вкусах его семьи, о ранней истории MoMA, о влиянии его первого директора Альфреда Барра и даже поделился воспоминанием об одном дне из жизни международного коллекционера. «Однажды в Париже я обедал с семьей Ниархос, и все мы вылетели в Лугано, чтобы провести выходные с Тиссенами. Хейни [Тиссен] сказал нам, что в Штутгарте должен проходить аукцион искусства XX века. Ставрос убедил нас полететь туда на его самолете, чтобы взглянуть, что предлагается на аукционе. Когда мы приехали туда, мы увидели несколько вещей, которые нам понравились, и мы предложили цену на некоторые из них. Вернувшись в Нью-Йорк, мы узнали, к нашему приятному удивлению, что приобрели Пауля Клее и акварели Георга Гросса, Эмиля Нольде, Мориса Вламинка и Василия Кандинского». Когда его спросили, почему он решил опубликовать свои мемуары в возрасте 87 лет, Рокфеллер ответил: «Мне только пришло в голову, что я прожил довольно интересную жизнь и что мои дети и семья могли бы узнать об этом».

Отвечая на вопрос о том, что для него значит искусство, Рокфеллер сказал: «Я считаю искусство наивысшим уровнем творчества, для меня это один из величайших источников наслаждения».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+