18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К чему может привести новый поворот в споре о наследии Николая и Святослава Рерихов?

25 марта состоится экстренный съезд Международного совета рериховских организаций, посвященный судьбе Центра Рерихов, выселяемого из усадьбы Лопухиных; 198 картин из него уже передали на хранение в Музей Востока

25 марта в Москве пройдет съезд Международного совета рериховских организаций, которые принимали участие в реставрации усадьбы Лопухиных и создании Международного центра Рерихов (МЦР). Руководство МЦР намерено добиваться возвращения себе изъятых работ. «Если мы не найдем поддержку внутри России, будем обращаться к международной общественности», — заявил TANR вице-президент МЦР Александр Стеценко.

С участием спецназа

7 марта многолетний спор о наследии Николая и Святослава Рерихов получил неожиданное продолжение. В этот день в Международном центре Рерихов (МЦР) в Москве прошел обыск.

По данным ТАСС, сотрудники спецназа изъяли из музейного фонда около 200 работ художников, подаренных МЦР его бывшим спонсором — председателем правления «Мастер-банка» Борисом Булочником. В 2015 году на предпринимателя завели уголовное дело по преднамеренному банкротству банка, а сам Булочник был заочно арестован и объявлен в международный розыск. В МВД утверждают, что изъятые картины были куплены бизнесменом на похищенные средства клиентов банка. Как сообщил TANR заместитель директора Государственного музея искусства народов Востока Тигран Мкртычев, 198 работ из собрания МЦР переданы на временное хранение в музей и останутся там до конца следствия. Вопрос об их дальнейшей судьбе будет решаться после привлечения обвиняемых к ответственности, уточнил юрисконсульт музея Юрий Избачков.

В МЦР изъятие экспонатов называют неправомерным. «Период расследования уголовного дела против Бориса Булочника — 2010–2013 годы. За это время нам было подарено всего девять работ. Все остальные картины были приобретены Булочником и переданы МЦР в начале 2000-х годов и никакого отношения к уголовному делу не имеют», — говорит вице-президент МЦР Александр Стеценко.

В руководстве МЦР убеждены: прошедший обыск инициирован Министерством культуры для того, чтобы выселить центр из усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. «После смерти нашего генерального директора Людмилы Шапошниковой, которая была исполнителем завещания Святослава Рериха, и члена правления МЦР Евгения Примакова Министерство культуры, понимая, что нас некому защитить, бесконечно кошмарит наш центр. Только за 2016 год у нас было 17 внеплановых проверок: нас подозревали в экстремизме, в сокрытии боевиков с Украины и черт знает в чем еще. Когда в конце 2015 года усадьбу Лопухиных передали в оперативное управление Музею Востока, Минкульт начал процедуру выселения нас из усадьбы. Вооруженный захват МРЦ — часть этой политики», — говорит вице-президент МЦР Александр Стеценко.

Хроника квартирного вопроса

Накануне Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Музея Востока о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. По мнению руководства музея, центр не выполнил условий договора безвозмездного использования помещений.

В ближайшем будущем должна определиться судьба еще десяти работ Николая Рериха, найденных в конце февраля в хорватском Загребе. Среди них — «Языческая Русь», «Пара нирвана», «Приказ учителя» и другие картины, ранее считавшиеся утраченными. На ценную находку претендуют Музей Востока и МЦР. Как сообщили TANR в пресс-службе Министерства культуры, вопрос о возможной передаче работ России может занять не один год.

Наследие семьи художников Рерихов, которое сейчас хранится в Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, делят больше 20 лет. В 1989 году Святослав Рерих создал Советский фонд Рерихов (СФР), которому завещал 432 картины отца. В 1991 году CФР был преобразован в МЦР и унаследовал всю его коллекцию.

В 2001 году в суде руководство Центра Рерихов пыталось добиться передачи в его фонд картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока). Однако тогда иск не был удовлетворен. В июне 2014 года Мосгорсуд постановил, что МЦР не является правопреемником СФР и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований.

Консенсусным решением проблемы эксперты называют создание нового музея Рерихов на базе МЦР — эта идея широко обсуждалась последние несколько лет. Зимой прошлого года стало известно, что музей семьи Рерихов будет создан на базе коллекции, которая хранится в Музее Востока. Он расположится в усадьбе Лопухиных, которую сейчас занимает МЦР. Ранее сообщалось, что здание могут включить в план музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Руководство МЦР заявляло о своей готовности сотрудничать с министерством и новой музейной структурой при условии признания за центром права на принадлежавшую СФР часть наследия Рерихов. Затраты на содержание музея, по предварительным оценкам, могут составить приблизительно 36 млн руб. в год. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных доходов и спонсорских средств. По данным Минкульта, на создание нового музея уйдет несколько лет. Одним из первых шагов по его учреждению станет открытие этим летом крупной выставки, которая объединит лучшие работы Николая и Святослава Рерихов из собраний ведущих мировых музеев.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+