18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

А и Б сидели на трубе

№51
Материал из газеты

Романтическая хроника воспоминаний художника Бориса Мессерера о своей жене Белле Ахмадулиной погружает в самую сердцевину советского застоя и неофициальную советскую культуру

Конечно, Белла Ахмадулина была главной (и едва ли не единственной) дивой позднесоветской эпохи, фигурой сколь привлекательной, столь и таинственной, неразгаданной. Так уж сов­пало, что главным искусством второй половины ХХ века в СССР стала литература, а если говорить точнее — поэзия, породившая эстрадных шестидесятников. В Италии дивами были оперные певицы, во Франции — театральные и киноактрисы, в Америке — статусные голливудские звезды, тогда как Россия и здесь пошла по особенному пути, вознеся на пик общественного внимания поэтов, искавших социализм с человеческим лицом, за который в первую очередь отвечали Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Тогда как Ахмадулина, самая неформальная из поэтической плеяды, была больше про человеческое лицо, а также про странности частного существования.

Борис Мессерер, художник-оформитель, станковист, театральный и музейный сценограф, 36 лет был не только мужем Ахмадулиной, но и буквально географическим центром шестидесятнического движения. Его легендарная мастерская на Поварской стала постоянным местом обитания главной литературно-творческой тусовки очередного переходного периода. Что, с одной стороны, укрепляло культ Ахмадулиной, а с другой — позволило Мессереру наблюдать и участвовать в многочисленных судьбоносных начинаниях неофициальной советской культуры.

Его мемуары рассказывают не только о поэтах, но и о художниках (об Олеге Цел­кове и Марке Шагале, Сергее Параджанове и Эдуарде Штейнберге, Сергее Бархине, Михаиле Шварц­мане, о Роберте Фальке и Артуре Фонвизине, у которых Борис Мессерер учился в юности), а еще о театральных постановках, например в Большом театре или в ефремовском «Современнике», и оформлении выставок, которые, по просьбе Святослава Рихтера и Ирины Антоновой, он делал в Пушкинском музее.

Понятно, что в такой книге отдельные большие главы обязательно должны быть посвящены Владимиру Высоцкому и Булату Окуджаве, Иосифу Бродскому и Майе Плисецкой, однако самые интересные и живые ее части связаны с театральными постановками Мессерера и его собственными выставками, когда он был не наблюдателем, транслирующим общеизвестное, но самым что ни на есть непосредственным участником творческого процесса.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+