18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей снова в авангарде: вторая часть большого проекта

№52
Материал из газеты

Неизвестные произведения и имена русских авангардистов из региональных музеев

Первая часть проекта, где показывали ранний авангард, прошла в минувшем году и, как и нынешняя, была построена на материалах «Энциклопедии русского авангарда» — титанического труда Андрея Сарабьянова, куратора обеих выставок. Готовя этот исследовательский проект, он объездил все провинциальные музеи в поисках неизвестных шедевров, изучил множество архивов. Одним из открытий первой выставки стала атрибуция картины Ольги Розановой «Пожар в городе», которая раньше приписывалась неизвестному художнику. Кроме того, в ВХНРЦ им. Грабаря к выставке отреставрировали десять полотен.

Вторая часть проекта включает более 100 работ и ведет отсчет с 1917 года до начала 1930-х, когда произошел переворот не только в политической истории страны, но и в истории авангарда. В первые годы советской власти авангард получил статус официального искусства революционной России. Художники с энтузиазмом занимались оформлением коммунистических праздников, на них была возложена миссия пропаганды нового строя. Они возглавили художественные вузы и разные комиссии. «Вчера голодали на чердаках, а сегодня комиссары искусства», — писал о триумфе нового искусства Александр Родченко. Однако в 1920-е диспозиция сил в русском авангарде стала постепенно меняться: уехали Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Александра Экстер, умерла Ольга Розанова, затем Любовь Попова. На первый план вышел Родченко, провозгласивший в 1919 году смерть живописи. Началась эпоха конструктивизма.

Огромную роль в сохранении наследия авангарда сыграл созданный в 1919 году Музей живописной культуры, который с помощью госзакупок смог получить огромное число шедевров авангарда. А благодаря созданию подобных музеев по всей стране произведения авангарда попали и в региональные собрания. Картины увозили в провинцию, чтобы по их образцам учить будущих художников Вятки, Нижнего Новгорода, Самары, Симбирска и еще 40 городов. Жемчужины авангарда в ходе подготовки выставок были обнаружены даже в таких отдаленных уголках, как краеведческий музей поселка Слободское под Кировом.

Впрочем, неизвестные шедевры известных авангардистов — не главное открытие второй выставки. Она еще и акт возвращения забытых имен: Михаил Меньков (Миньков), Яков Паин, Роман Семашкевич, Людмила Шмидт-Рыжова, Валентин Юстицкий, работавшие бок о бок с классиками авангарда. Того же Менькова, заболевшего чахоткой, уехавшего в 1921 году в Ялту и умершего в 1926-м, называли тенью Малевича. Трагично сложилась и судьба Семашкевича, которого Владимир Татлин пытался привлечь к испытанию своего «Летатлина»: он был расстрелян в 1937-м. Его, правда, не забыли, его выставки прошли в свое время и в Русском музее, и в Третьяковке. Юстицкого репрессировали, и после лагерей он осел в Самаре. И это далеко не все истории, наложившие отпечаток на вторую выставку, в которой ощущается надвигающаяся трагедия. После воодушевляющего опыта первых лет авангард был остановлен на лету.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+