18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пять признаков пейзажного парка: без подготовки не гулять

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Ее куратор Борис Соколов рассказал о самых важных и удивительных элементах пейзажного стиля XVIII — первой половины XIX века

«Утопленная ограда», или «Ах-ах»

Справка

Борис Соколов

Доктор искусствоведения, профессор факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, автор проекта «Сады и время» (www.gardenhistory.ru).

Еще…

«Ах-ах» — такой возглас издавали удивленные гости, внезапно оказывавшиеся, прогуливаясь по парку, у ограды, которой, кажется, не существует. В зеленом газоне аккуратно выкопана траншея: с одной стороны отвесная, обложенная камнем, а с другой стороны пологий откос, чтобы никто: ни люди, ни животные — не переломали себе ноги. «Утопленная ограда» — вид ограждений, который на континенте и в России воспринимался, скорее, как курьез, но до сих пор сохранил популярность в Англии как рабочий элемент парка. Дело тут в отношении к животным, особенно к овцам, которые в Англии, в отличие от других стран, воспринимаются как важная часть усадебного пейзажа.

Теоретики, создававшие английский парковый стиль, восхваляли «утопленную ограду» как путь к непрерывному пейзажу: отсутствие заборов требовало уравновешивать разные по оформлению части парка. Романист Гораций Уолпол писал: «Лишь только свершилось это волшебство, тут же последовали выравнивание, стрижка и трамбовка. Чтобы не проводить слишком резкой черты между утонченным и грубым, обширные внешние части необходимо было включить в некий общий замысел; и когда в планы были включены не только новшества, но прежде всего природа, то всякий сделанный шаг указывал на новые красоты и вдохновлял новые идеи».

Еще до прихода английского пейзажного стиля в парке Версаля было создано место, где аллея прерывается вариантом «утопленной ограды», но это просто каменный ров с водой. Не заметив его, можно упасть и покалечиться. А английская «ах-ах» эпохи Просвещения — это ограда «просвещенная», гуманная, выполняющая свои функции, но не причиняющая вреда.

Руина

В эпоху создания пейзажных парков их строители нередко вдохновлялись картинами и гравюрами, изображающими руины: они хранили величие Римской империи. В XVIII веке руины впервые начали строить специально, для украшения выбранных мест парка. Но в дело шли и настоящие развалины, поскольку при всей благоустроенности Англия — это поистине страна руин. Во времена становления англиканской церкви при Генрихе VIII многие монастыри сознательно разрушались, и их руины до сих пор присутствуют в пейзаже. Например, в усадьбе Стадли-Роял на севере Англии руины аббатства Фонтхил вписаны в пейзаж как грандиозный романтический элемент.

Большинство руин в пейзажных парках все же искусственные и часто скрывают внутри себя библиотеку или салон. Недалеко от Версаля, в имении под названием Дезер-де-Ретц находится дом в виде сломанной коринфской колонны, а внутри него — шесть этажей вполне комфортных помещений.

Екатерина II, которая тонко понимала и использовала моду, в том числе на пейзажные парки, построила в Царском Селе несколько руин. Небольшая руина находится на острове около Концертного зала. Она похожа на пострадавшую от времени древнеримскую беседку. На самом деле это кухня, где готовили блюда, чтобы подавать в павильон. «Башня-руина» похожа на часть исполинского архитектурного сооружения, часть обломанной и ушедшей в землю колонны, к которой пристроена огромная арка. Руина содержит политическое послание: на замковом камне арки написано, что она посвящена русско-турецкой войне, в которой Россия одержала победу.

Блаженная деревня

Образ прекрасной идиллической деревни — сampania foelix — занимал умы жителей древнеримских городов, которые уставали от тесноты и духоты, людей эпохи Ренессанса и просвещенных англичан XVIII века. Мечту о безмятежной деревенской жизни создатели пейзажных парков стали воплощать в жизнь: перестраивали соседние деревни, в которых жили настоящие крестьяне, чтобы из окна усадьбы открывался прекрасный вид, или строили маленькие бутафорские деревни.

Во Франции преобладало «игрушечное крестьянство», когда богатые павильоны снаружи выглядели как скромные сельские дома. Первую такую деревню в имении Шантийи создала дочь принца Конде; гостями «мельницы» с грубой мебелью и травой, покрывавшей пол, стали многие коронованные особы, в том числе будущий русский император Павел c супругой. Деревня в Шантийи вызвала творческую ревность королевы Марии-Антуанетты, которая через год построила в парке Трианон в Версале еще более изысканную деревню, похожую на театральную сцену из жизни крестьян. Обе они сохранились до наших дней.

Строились и деревни-фантазии, чаще всего «китайские», которые пришли на смену одиночным китайским пагодам. Они были распространены во Франции и Германии, а в Швеции в королевской резиденции Дроттнигхольм была построена «китайская» деревня Кантон — живописная, но имевшая хозяйственное назначение. Король пробовал разводить там шелковичных червей для производства шелка, конечно без особого успеха. Мы знаем эту моду по Китайской деревне в Царском Селе.

Англо-китайский сад

Англичане, разрабатывая принципы пейзажного парка, вдохновлялись сведениями о китайских садах, искусно подражающих природе, представляющих собой маленький образ большой природы, с моделями гор и водопадов. Долгое время китайские сады оставались далеким мифом, их почти никто воочию не видел. Но ближе к концу XVIII столетия о красоте китайских садов стал писать человек, который с ними познакомился лично — архитектор Уильям Чемберс. Рассказы его были странными: в этих садах будто бы ценились причудливые камни, сквозь отверстия которых раздается свист ветра, там из-под земли доносятся звуки водопадов, стоят сломанные деревья и полусожженные хижины. Вскоре выяснилось, что такие сады были порождены фантазией Чемберса, а по сути были воплощением идей зарождавшегося романтизма.

Французы, которые ревниво относились к достижениям Англии, тотчас объявили пейзажные парки «англо-китайскими садами», подражанием, а не собственным созданием британцев. Те возмущенно защищались, но название закрепилось во многих странах Европы. «Англо-китайским» обычно называли традиционный пейзажный парк, но со множеством извилистых дорожек, холмиков и «китайских» построек: беседок, мостиков, оград.

Сооружение, присутствующее в пейзажных парках и действительно происходящее из Китая, называется «скалы» — декоративное нагромождение утесов, какое часто встречается на китайских свитках, с легкой беседкой на вершине. Такие «скалы» с беседками строились в десятках усадеб мира. Так устроен и Большой Каприз в Царском Селе. Архитектор Василий Неелов создал его на основе гравюры, которую дала ему Екатерина II.

Елисейские поля

Элизиум — античный литературный образ, обиталище блаженных душ. Эпоха Просвещения была прекрасна еще и тем, что воплощала античные фантазии в жизнь. Одни из первых Елисейских полей были созданы в грандиозном английском парке Стоу. Архитектор Уильям Кент запрудил речку, велел насыпать в ее русло черного песка, чтобы усилить впечатление от Стикса, реки Аида. Долина укрыта мрачными зарослями ольхи, а внутри это райский пейзаж, где друг напротив друга стоят храмы Древней Добродетели и Доблестных британцев. Подковообразный храм украшен бюстами (Шекспир, Милтон, королевские пираты Рейли и Дрейк), которые хозяин парка подбирал, вкладывая в это политический смысл. Так же подошла к выбору и расстановке бюстов и Екатерина II, уже в Камероновой галерее Царского Села.

В немецком парке Вёрлиц есть назидательный Элизиум: гость идет сквозь аллею и на развилке должен выбрать один из трех путей. Неправильные пути ведут к обрыву, а правильный — к прекрасной лужайке, которая называется Елисейскими полями.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+