18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сакральная красота

№53
Материал из газеты

Так ли велика роль архитектуры Сент-Шапель в эволюции королевской власти, как полагает историк?

В центре внимания Мередит Коэн — Святая часовня, Сент-Шапель, но автор охватывает широкий тематический срез, временной и географический. Начальные главы ее работы посвящены строительству времен Филиппа II Августа (1180–1223), когда Париж, по мнению исследователя, кардинально преобразился, и Людовика IX Святого (1226–1270), творца Сент-Шапель; в обеих — глубокое погружение в строительные тонкости и обилие иллюстраций.

Вторая часть заголовка — «созидание сакральной монархии», и читатель вправе ожидать такого же досконального изложения — но тут Коэн оказывается менее убедительной. «Созидание» подразумевает осознанный акт творения. Да, Людовик расчетливо приобретал реликвии Страстей Христовых и возводил для них Сент-Шапель — только надо помнить, что представление о монархе как о помазаннике божьем (буквально, через помазание елеем во время коронации) гораздо старше, чем показывает автор. Людовик лишь пытался оспорить то, что власть дается монарху из рук церкви и что так будет всегда.

Приобретение реликвий стало его громким (и дорогостоящим) успехом, чего не смог достичь ни один другой европейский правитель; предназначенная для их хранения Сент-Шапель тоже должна была служить демонстрацией могущества французского монарха. Она несла в себе важное послание — но кому? Коэн указывает на широкую аудиторию, «от приезжей иноземной знати до беднейших обитателей города». Так, английский король Генрих III (1216–1272), посетивший Париж в 1254 году, пришел в такой восторг от часовни, что готов был взять и перенести ее с берегов Сены на Темзу. Собственно, перестройка Вестминстерского аббатства стала его ответом Людовику — как и приобретение Крови Христовой, впрочем, менее удачное предприятие, поскольку эта реликвия никогда не вызывала такого религиозного пыла, как парижские Терновый Венец и фрагменты Креста.

Людовик успешно использовал эту «мягкую силу» в своих целях, но это отнюдь не значит, что он сумел изменить характер средневековой монархической власти, как предполагает Коэн. Вернувшись из крестового похода, король стал перекраивать институт власти на свой лад, и великолепие Сент-Шапель, как и хранившиеся в ней реликвии, помогали ему в этом. Но утверждения, что именно «эта архитектура привела к изменениям в социальном укладе и мировоззрении», маловато — тут надо показать что-нибудь посущественнее.

Meredith Cohen. The Sainte-Chapelle and the Construction of Sacral Monarchy: Royal Architecture in 13th-Century Paris. Cambridge University Press. 400 с. $120. На английском языке

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+