18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Россия, которую мы продали

Selling Russia’s Treasures / Project directors Nicholas Iljine, Natalia Semenova and Amir G. Kabiri. Paris — New York: MTA Publishing — Abbeville Press, 2013. 362 c. $47,44

Правда о сталинских распродажах из музеев. Новое издание. Только по-английски.

Казалось бы, о печально известных сталинских распродажах художественных ценностей знают все. Но до сих пор список литературы по теме сравнительно невелик: понастоящему качественных книг не наберется и десятка. Поэтому новинка от «законодателей жанра» — Наталии Семеновой и Николаса Ильина, еще в 2000 году выпустивших эталонный сборник-альбом Проданные сокровища России, особенно желанна. Тринадцать лет назад книга вышла только в Москве, и английского издания не случилось. Сейчас ситуация зеркальная: расширенный и дополненный вариант книги выпущен парижским MTA Publishing и нью-йоркским Abbeville Press. В России книга продаваться не будет, что, даже при возможности заказа через интернет-магазины, сильно напоминает о временах тамиздата, когда закрытые в отечестве данные нередко впервые обнаруживались в западных переводах. Все авторы Selling Russia’s Treasures тоже изначально писали по-русски. Система сталинских распродаж 1920-х — начала 1930-х годов работала на всех уровнях — от индивидуальных тайных договоров с именитыми (но желавшими сохранить анонимность в сомнительных сделках) коллекционерами до общедоступных аукционов в берлинских и лондонских галереях и массового потока ценностей, хлынувшего в антикварные магазины Торгсина. Их обилие и баснословная дешевизна поражали иностранцев: как писал один из гостей Москвы в 1932 году, «украшения, оружие, ковры, мебель, картины старых мастеров, вещи религиозного, императорского или великокняжеского происхождения», «иконы, рассортированные в ящиках по размеру», можно было «раздобыть за несколько долларов», «если только дать себе труд нагнуться и порыться в завалах».

Разделы книги, исследующей самые заметные и резонансные потери, тоже словно соревнуются между собой в печальном первенстве: какие из них самые невосполнимые, какие конфискации самые грубые, какие цены самые низкие... Начинается разговор по дореволюционной иерархии — с драгоценностей и регалий дома Романовых, всемирно известных работ мастеров фирмы Фаберже. Продажа сокровищ церкви — памятников иконописи — следует далее. Эта часть издания — серьезное дополнение по сравнению с 2000 годом: старший научный сотрудник Эрмитажа Юрий Пятницкий приводит новые данные о том, как византийские и русские сакральные ценности оказались в собраниях Германии, Франции и США они обобщены и в специальном обзоре в приложении. О судьбе ценностей из великокняжеских дворцов повествует Рифат Гафифуллин, главный хранитель дворца-музея в Павловске.

Как и в первом, российском, издании, центральное место в книге занимает рассказанная со всеми подробностями история «разграбления Эрмитажа», наиболее пострадавшего от сотен конфискаций и потерявшего десятки мировых шедевров. Едва ли кто-либо знает эту болезненную материю лучше, чем автор статьи — специалист эрмитажного отдела рукописей Елена Соломаха. Каталог утрат — настоящий воображаемый музей разлученных полотен: Благовещение ван Эйка, Мадонна Альба Рафаэля, Рембрандт, Рубенс, Пуссен, Ватто... По мановению руки советского правительства музейные залы превратились в аукционные — купить работы можно было прямо из экспозиции!

Только отсутствие мирового спроса на новое искусство оставило в России изъятые из Музея нового западного искусства работы Гогена, Матисса и Пикассо, многие из которых, правда, перекочевали изМосквы в ленинградский Эрмитаж. Это тема статьи хранителя ГМИИ им. А. С. Пушкина Алексея Петухова, тоже, как и текст об иконах, опубликованной впервые. Потери в этом разделе хотя и немногочисленны, но значимы: всемирно известные Ночное кафе Ван Гога или Портрет госпожи Сезанн в теплице находятся теперь в США. Последняя, но важная часть мартиролога утрат — также новый текст о проданных ценных книгах, самая знаменитая из которых — рукописный Синайский кодекс XIV века, покинувший СССР в 1933 году и хранящийся теперь в Британской библиотеке. Потерям здесь ведет счет специалист из РГБ Елена Емельянова.

Завершает основную часть галерея «антигероев» — покупателей ценностей, которые распродавала Советская Россия: Калуст Гульбенкян, Арманд Хаммер, Эндрю Меллон, посол США Джозеф Дэвис. Основательный, отлично сверстанный и внушительно отпечатанный том с задачей каталогизации музейных потерь России от экономически неэффективных распродаж 1930-х годов справился отлично. Хочется надеяться, что дополненного переиздания на русском языке не придется ждать еще 13 лет. - Матвей Ключевой

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+