18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сатира на современное искусство получила главную награду в Каннах

«Золотая пальмовая ветвь» 70-го Каннского кинофестиваля досталась шведской ленте «Квадрат» с историей про неудачливого куратора, ставшей оммажем Олегу Кулику

Юбилейный Каннский кинофестиваль завершился 28 мая. Из 19 фильмов, претендовавших на главную награду — «Золотую пальмовую ветвь», лучшим был признан «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда. Сюрреалистической сатирой на современное искусство успела назвать ленту газета Guardian, в Daily Telegraph ее описали как «самую нахальную и парадоксальную в конкурсе». По сюжету куратор музея современного искусства Кристиан готовит недалеко от музея новую инсталляцию — это площадь под названием «Квадрат», выходя на которую, люди должны вести себя уважительно и относиться друг к другу с любовью. Спокойный и невозмутимый герой постепенно становится бешеным: у него крадут телефон и кошелек, его возмущает рекламный ролик выставки, призванный произвести сенсацию в соцсетях, журналистам, которые хотят, чтобы он пояснил фразы из пресс-релиза, он не может сказать ни слова. Превращению вторит центральная сцена фильма. Перед пришедшими на вернисаж спонсорами и покровителями разыгрывается перформанс в духе «Бешеного пса» художника Олега Кулика. Правда, вместо человека-собаки на изысканный фуршет врывается полуголый человек в образе обезьяны. Героя тоже зовут Олег, он тоже русский, и его игра так впечатляет гостей, что они под конец решают раскрыть в себе дикарей и животных. Сюжет фильма напоминает о недавней акции еще одного русского перформера, Федора Павлова-Андреевича. Во время акции «Подкидыш» 2 мая голого художника в стеклянном боксе принесли в зону для фотосессий селебрити ежегодного бала Института костюма Met Gala. Художник ждет решения суда по обвинению в непристойном поведении.

О Малевиче в фильме ничего не говорится, зато 43-летний режиссер, когда-то мечтавший о карьере художника, под определенным углом отразил собственную прошлую работу. В шведском Вернаму в 2014 году Эстлунд огородил площадку на улице, где люди, побыв друг с другом, должны были нажать на кнопки «Я доверяю людям» или «Я не доверяю людям». Как отметил автор, фильм переполнен знакомыми людям искусства курьезами. Например, уборщик выбрасывает часть инсталляции в мусор; едва прибывшие на открытие выставки гости, не заглядывая в залы, следуют на фуршет.

Вручая каннскую «Золотую пальмовую ветвь», глава жюри режиссер Педро Альмодовар отметил, что картина «рассказывает о политкорректности, о том, что это еще одна диктатура, возможно, столь же ужасная, как и любая другая».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+