Юбилейный Каннский кинофестиваль завершился 28 мая. Из 19 фильмов, претендовавших на главную награду — «Золотую пальмовую ветвь», лучшим был признан «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда. Сюрреалистической сатирой на современное искусство успела назвать ленту газета Guardian, в Daily Telegraph ее описали как «самую нахальную и парадоксальную в конкурсе». По сюжету куратор музея современного искусства Кристиан готовит недалеко от музея новую инсталляцию — это площадь под названием «Квадрат», выходя на которую, люди должны вести себя уважительно и относиться друг к другу с любовью. Спокойный и невозмутимый герой постепенно становится бешеным: у него крадут телефон и кошелек, его возмущает рекламный ролик выставки, призванный произвести сенсацию в соцсетях, журналистам, которые хотят, чтобы он пояснил фразы из пресс-релиза, он не может сказать ни слова. Превращению вторит центральная сцена фильма. Перед пришедшими на вернисаж спонсорами и покровителями разыгрывается перформанс в духе «Бешеного пса» художника Олега Кулика. Правда, вместо человека-собаки на изысканный фуршет врывается полуголый человек в образе обезьяны. Героя тоже зовут Олег, он тоже русский, и его игра так впечатляет гостей, что они под конец решают раскрыть в себе дикарей и животных. Сюжет фильма напоминает о недавней акции еще одного русского перформера, Федора Павлова-Андреевича. Во время акции «Подкидыш» 2 мая голого художника в стеклянном боксе принесли в зону для фотосессий селебрити ежегодного бала Института костюма Met Gala. Художник ждет решения суда по обвинению в непристойном поведении.
О Малевиче в фильме ничего не говорится, зато 43-летний режиссер, когда-то мечтавший о карьере художника, под определенным углом отразил собственную прошлую работу. В шведском Вернаму в 2014 году Эстлунд огородил площадку на улице, где люди, побыв друг с другом, должны были нажать на кнопки «Я доверяю людям» или «Я не доверяю людям». Как отметил автор, фильм переполнен знакомыми людям искусства курьезами. Например, уборщик выбрасывает часть инсталляции в мусор; едва прибывшие на открытие выставки гости, не заглядывая в залы, следуют на фуршет.
Вручая каннскую «Золотую пальмовую ветвь», глава жюри режиссер Педро Альмодовар отметил, что картина «рассказывает о политкорректности, о том, что это еще одна диктатура, возможно, столь же ужасная, как и любая другая».