18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юрий Репин вернулся в родные «Пенаты»

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Юрия Репина (1877–1954), единственного из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В Музее-усадьбе «Пенаты» проходит выставка его работ

Редкая возможность увидеть картины сына Ильи Ефимовича Репина Юрия есть сейчас у всех посетителей знаменитой усадьбы «Пенаты», расположенной в пригороде Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. Юрий — единственный из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения, выставка в «Пенатах» приурочена к юбилею художника. И к ней впервые выпущен подробный каталог работ Юрия Репина.

Живший и творивший в тени своего выдающегося отца, Юрий Репин тем не менее выработал и сохранил свою, заметно отличающуюся манеру письма и особый почерк. Второй ребенок от первого брака, Юрий в детстве тяжело болел, что отразилось на состоянии его здоровья и впоследствии. «Юра как ребенок!» — говорили о нем родные и друзья. Сын с трудом учился в реальном училище, и Илья Ефимович забрал его оттуда. Сначала увез на полгода в Италию, потом в Париж, а вернувшись в Россию, решил обучить сына рисованию. Мальчик учился дома под руководством отца, затем в частной Тенишевской школе, а потом поступил на Высшие художественно-педагогические курсы при Академии художеств. За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников.

В 1904 году он женился на Прасковье Александровой. Вскоре у них появляются сыновья-погодки Гай и Дий, семья переселяется в специально построенный для нее дом — на одном участке земли с отцовскими «Пенатами». Вплоть до эмиграции в 1939 году вся жизнь Юрия Репина связана с этой усадьбой на берегу Финского залива.

Он много работает. За годы жизни в «Пенатах» им написано большое количество батальных сцен, портретов членов семьи, особенно жены Паши и детей, друзей-художников. Он увлекается охотой, создает целую серию охотничьих сцен, пейзажей. В 1920-е годы заметной темой его работ становятся религиозные сюжеты, библейские притчи.

С конца 1920-х в жизни Юрия Репина одно за другим происходит несколько трагических событий, кардинальным образом повлиявших на его дальнейшую жизнь. В 1929 году умерла любимая жена, на следующий год скончался отец, Илья Ефимович Репин, еще через полтора года — сестра Надежда. Отца хоронят на территории усадьбы, а жена и сестра Юрия покоятся на кладбище Линтульского монастыря. Одним из основных его занятий теперь становятся пешие походы к могилам, и эту дорогу он неоднократно запечатлевает в своих работах.

В отцовском доме в «Пенатах» живет Вера, старшая сестра Юрия, он сам остается в своем доме. В середине 1930-х годов его младший сын Дий нелегально переходит границу, отправляется в Ленинград и пропадает. Больше о судьбе сына Юрию ничего не удается узнать. Старший сын, Гай, судя по медицинским справкам «слепой и хромой», живет и лечится сначала в Праге, потом в Регенсбурге.

По воспоминаниям современников, Юрий Репин в те годы стал чем-то вроде деревенского сумасшедшего: он постоянно молился, не следил за своим внешним видом, вырыл землянку в горе, ожидал в ней восхода солнца и делал зарисовки. Жил в большой бедности и рисовал на чем придется — очень много картин того периода выполнены на фанере или линолеуме. Основной темой его работ 1930-х годов становятся библейские притчи о казни, воскресении и вознесении Христа. «Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, — рассказывает заведующая Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Поэтому и для заглавия каталога мы взяли фразу из его дневников: „Я не искал себе славы, я прославлял того, кто послал меня“».

В конце 1939 года Юрий с Верой уезжают из «Пенатов» и вскоре поселяются в Хельсинки. Юрий оставил в доме практически все свои картины и большую часть работ отца. В 1940 году творческое наследие отца и сына Репиных, остававшееся в «Пенатах», переехало в фонды советской Академии художеств. Вера Ильинична скончалась в 1948 году, Юрий трагически погиб в 1954-м. По одной версии, он случайно выпал из окна, по другой — покончил с собой. Оба похоронены под одним крестом на кладбище в Хельсинки.

Творческое наследие Юрия Репина долгие годы официальными советскими искусствоведами считалось незначительным и странным. Но первая же выставка его работ к 100-летию со дня рождения в 1977 году вызвала огромный интерес и специалистов, и широкой публики. Теперь все произведения Юрия Репина из запасников АХ хранятся в «Пенатах».

На открытой сейчас выставке представлены работы Юрия Ильича, которые показывают творческий путь художника: от академических портретов, импрессионистических пейзажей до религиозной и мистической живописи. Впервые широкому зрителю представлены такие его полотна, как портрет художника Исаака Бродского (1909) из частной коллекции, картина «Мальчик с удочкой» (1933), незаконченные работы «Голова Христа» и «Видение Анастасии Братской» (конец 1930-х).

Заслуга возрождения имени Юрия Репина принадлежит Елене Кириллиной. Именно она вернула в «Пенаты» его работы, стала первым исследователем его архивов. Статья в каталоге к выставке написана ею в 2007 году — к сожалению, тогда она не была опубликована, а до нынешней выставки Елена Владимировна не дожила. Так что каталог стал своеобразным памятником и художнику, и исследователю его творчества.

Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»
Юрий Репин
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+