Центральной выставкой летнего сезона «Гаража» стала первая в России ретроспектива Рэймонда Петтибона, одного из главных героев контркультуры 1970-х, автора обложки альбома Sonic Youth “Goo” и логотипа группы Black Flag, которую основал брат художника Грег Гинн. В группе на басу поначалу играл и сам Петтибон, но потом полностью посвятил себя изобразительному искусству. В «Облаке ложного прочтения» (так называется выставка) собрано около 400 вещей: графика, живопись, авторские журналы (фэнзины) и архивные материалы. В своих работах, близких по эстетике к комиксам, Пэттибон выступал и продолжает выступать с критикой современности, часто совмещая поп-культурные образы с текстом — иногда собственным, а нередко и с заимствованным, например с цитатами из любимых им Томаса Элиота и Джеймса Джойса. К выставке выпустили буклет с переводом всех текстов с работ Петтибона — для создания этого гида пригласили музыканта и поэта Кирилла Медведева.
Облако ложного прочтения
7 июня – 13 августа
Открывшаяся в конце мая панорама конголезского искусства занимает значительную часть музея. Молодой художник Джо Боланкоко изучил старые рекламные объявления и афиши с улиц столицы Демократической Республики Конго Киншасы и воспроизвел их на стене «Гаража», чтобы подчеркнуть связь народной живописи с повседневностью. Искусство для народа как явление возникло в Конго после обретения независимости от Бельгии в 1960 году, но корнями уходит еще в колониальное прошлое, на осмыслении которого отчасти и сосредоточено — не последнее место на выставке занимают сюжеты угнетения бельгийцами коренного населения, а отдельный зал посвящен первому премьер-министру независимого Конго Патрису Лумумбе, предстающему народным героем. Свою лепту внес и сокуратор выставки Самми Баложи, который выступил в «Гараже» в роли художника. На одно из окон музея он поместил копию традиционной росписи, заказанной бельгийской администрацией у народа мангбету для здания суда. Баложи предлагает поразмышлять о восприятии белыми колонизаторами искусства аборигенов как чисто декоративного, без учета дополнительных, сакральных смыслов. Отечественной параллелью конголезской живописи выступило искусство народов Чукотки — дальневосточного региона, официально вошедшего в СССР только в 1920 году и имеющего отчасти схожую историю колонизации. На «выставке в выставке» можно увидеть исторические артефакты, а также резьбу по моржовым клыкам.
Худпром Конго: живопись для народа
20 мая – 13 августа
За архитектуру в летнем сезоне отвечает Дэвид Аджайе, который в этом году вошел в список самых влиятельных людей по версии Time как «один из величайших архитектурных провидцев нашего времени» за проект Национального музея афроамериканской истории и культуры при Смитсоновском институте в Вашингтоне. Макет музея среди 20 других реализованных построек Аджайе можно увидеть в «Гараже». Дизайн выставки специально для музея разработала студия архитектора Adjaye Associates. Выставка сделана с размахом. Чего стоит один только огромный макет Московской школы управления «Сколково», благодаря которой архитектор известен в России! Помимо традиционных для архитектурной выставки макетов и проектов пока не построенных зданий, посетители узнают об исследовательской стороне работы архитектора, например, в разделе «Африканское исследование», где представлены результаты его изучения особенностей архитектуры 53 столиц Африки. Лучше понять современную архитектуру в целом и творчество Аджайе в частности поможет обширная публичная программа к выставке.
Дэвид Аджайе: форма, масса, материал
7 июня – 30 июля
Выставка о двух не самых медийных, но от этого не менее важных поэтах советского андерграунда — Игоре Холине и Генрихе Сапгире — небольшая, но очень насыщенная. Экспозиция основана на подаренных архиву «Гаража» материалах из коллекции Виктора Пивоварова, который с поэтами дружил и много работал. Здесь показаны обе стороны их жизни: официальная (это в основном детские книжки и мультфильмы, к которым писал сценарии Генрих Сапгир) и подпольная (ее представляют самиздатовские сборники, никогда не публиковавшиеся рукописи, эскизы иллюстраций Пивоварова, фотографии из семейных архивов и прочее). Эту двойственность подчеркивает и само построение экспозиции: немало экспонатов прячутся не в витринах, а в незаметных выдвижных ящиках — так что стоит быть внимательнее.
Холин и Сапгир. На правах рукописи
20 мая – 30 августа
Последний летний проект, который откроется только в августе, — это «Музыка на костях» — исследование советского феномена копирования и распространения запрещенной музыки на рентгеновских снимках. Из-за видневшихся на просвет костей импровизированные пластинки и получили свое название. Экспозиция — результат проекта X-Ray Audio. Его участники собирают оригинальные пластинки, оцифровывают их и общаются с представителями субкультуры, сформировавшейся вокруг копирования запретной музыки в СССР. Один из кураторов выставки Стивен Коутс описывает предмет своего изучения как «отпечатки боли и травм с записанными звуками запрещенного удовольствия, хрупкие фотографии внутренностей советских граждан, покрытые призрачной музыкой, тайно любимой ими, тонкие носители панковского протеста».
Музыка на костях
14 августа – 5 октября