18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мадонна Микеланджело не находит себе места

№54
Материал из газеты

В Лондоне спорят о том, где и как экспонировать величайшую реликвию Великобритании —мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи»

Мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи» (ок. 1504 — 1506), названный в честь флорентийского купца Таддео Таддеи, заказавшего работу, должен был вернуться в Королевскую академию художеств после закрытия выставки «Микеланджело и Себастьяно», которая до 25 июня идет в Национальной галерее. Однако теперь шедевр привезут обратно уже по завершении реставрации здания академии. В связи с этим в Лондоне ведутся дебаты о том, где именно поместить произведение после выставки.

Последние 26 лет тондо, изображающее сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем, висело у входа в Галереи Саклера, где его могло увидеть большинство посетителей. В полной мере оценить шедевр мешал зеленоватый оттенок защитного пуленепробиваемого стекла. На выставке в Национальной галерее работу наконец-то показали в правильном освещении.

Специалисты академии сначала сообщили, что хотят повесить тондо в подземном зале, соединяющем главное здание Берлингтон-Гарденс с расположенным за ним Берлингтон-Хаус, в холле которого будут выставлены и другие скульптуры. Однако идея не выдержала критики экспертов, считающих, что единственная в Великобритании мраморная скульптура Микеланджело не должна находиться в одном зале с копиями. Независимый искусствовед Элисон Коул, автор недавно вышедшей книги о «Мадонне Таддеи», заявила, например, что «одна из величайших британских реликвий заслуживает главного места в экспозиции». По последней информации, работа Микеланджело, скорее всего, переедет в залы, где выставлено основное собрание Королевской академии, на верхнем этаже Берлингтон-Гарденс. Они откроются в 2018 году в рамках празднования 250-летия академии, основанной в 1768 году.

В конце 1970-х годов Великобритания чуть не лишилась своего сокровища. Академия художеств, столкнувшаяся с серьезными финансовыми проблемами, всерьез собиралась продать барельеф Микеланджело. Тондо тогда оценили в £6 млн — почти в два раза дороже, чем любую работу, когда-либо проданную на аукционе. (Рекорд в то время принадлежал «Портрету Хуана де Пареха» (около 1650) кисти Веласкеса, который в 1971 году за £2,3 млн приобрел нью-йоркский Метрополитен-музей.) При этом всю свою коллекцию академия оценила на общую сумму £7,5 млн. Тогда же было предложено отправить тондо в Метрополитен-музей, чтобы привлечь внимание меценатов из США. Однако разрешение на вывоз барельефа так и не выдали. В феврале 1978 года королева Елизавета II, одна из официальных попечителей музея, получила следующее предупреждение: «Мы можем начать распродавать наше собрание, но это путь в никуда. Тот шедевр, который мог бы спасти нас, многие считают национальным достоянием». В итоге Королевской академии художеств удалось расплатиться с долгами, и об идее продажи барельефа забыли.

Никогда не бывавшая за границей «Мадонна Таддеи», вероятно, из Великобритании уже не выедет: реставраторы не рекомендуют перевозить ее из-за трещины с оборотной стороны.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+