18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сражения — и кофе с печеньем: 1917 год в Румянцевском музее

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка, где, помимо редкостей из коллекции Румянцевского музея, есть редкий фотоархив, карикатуры из сатирических журналов, смешные открытки и реклама продуктов с революционными лозунгами

Выставка в Российской государственной библиотеке (РГБ) посвящена истории в революционные дни одного из самых старых частных музеев России — Румянцевского, основанного в 1862 году. А также тому, как и чем жили в это время его посетители и жители столицы в целом.

Выставка разделена на две части. На первом этаже — произведения искусства, которые попали в коллекцию в 1917 году: живопись, фотоархивы (притом что во время революции то снимался, то вновь вводился запрет на фотографирование), скульптура. Подаренные в революционный год предпринимателями Львом Зубаловым и Егором Егоровым предметы увеличили собрание музея с 1 млн до 4 млн единиц, на выставке — лишь самые ценные и интересные из них.

О том, что происходило за стенами музея, о духе тогдашней Москвы рассказывает экспозиция на втором этаже. Она показывает, как революционность проникала во все сферы жизни: в рекламные и киноплакаты, в газеты со смешными и едкими карикатурами, героями которых побывали все — от царской семьи до поэтов, попов и Ленина, в детские открытки с малышами в образах буржуа и пролетариев. Вдобавок здесь можно узнать, что в революционные годы появились новые, оригинальные издания, например «Брачная газета» для знакомств и юмористическая «Баба-Яга». Тут же демонстрируется кинохроника со снимками «белой гвардии» — юных студентов и юнкеров.

«Мы передали здесь атмосферу Москвы 1917 года. Кажется, что в этот период были только кровь, баталии и сражения. Они были, но москвичи жили и обыденной жизнью: ходили в театры и рестораны, посещали скачки, покупали кофе с печеньем», — рассказывает куратор проекта Ольга Барковец.

Из архива Александра Солженицына на выставку прибыли подготовительные материалы и страницы рукописи его романа «Красное колесо» о России 1914–1917 годов. В витринах они красуются в обрамлении рабочих принадлежностей писателя, его стертых до основания карандашей.

Ивановский зал, где проходит выставка, был частью построенной в 1910-х годах для Румянцевского музея картинной галереи. Музей был ликвидирован по постановлению ЦИК СССР в 1925 году, но уже с 1921 года его фонды стали передаваться в другие учреждения культуры, оказавшись в итоге разделенными между Третьяковской галереей, ГМИИ им. Пушкина, Историческим, Этнографическим, Геологическим музеями. В 1924 году на базе Румянцевского музея была создана Российская публичная библиотека им. Ульянова (Ленина), сейчас Российская государственная библиотека.

Выставка «Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма» подготовлена РГБ совместно с ГМИИ им. Пушкина и Государственным историческим музеем. К ней приурочен выпуск иллюстрированной книги «Москва-1917» с интересными фактами из истории музея, хроникой главных событий 1917 года, репродукциями плакатов и открыток. Выставка продлится до 20 сентября.

Российская государственная библиотека, Ивановский зал
«Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+