18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Завершена реставрация придворной церкви Большого Меншиковского дворца

Журналистам показали отреставрированный церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Для посетителей его откроют в следующем году

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме был построен Александром Меншиковым как придворная церковь и освящен в 1727 году. Впервые с конца XIX века этот уникальный памятник прошел серьезную, научно обоснованную реставрацию. Работы начались в 2000 году, когда Ораниенбаум еще был самостоятельным музеем, и продолжились после 2007 года, когда музейно-парковый ансамбль вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сейчас корпус полностью приведен в экспозиционное состояние. Завершена реставрация интерьеров, хотя еще продолжается воссоздание живописного убранства. «Когда мы приступали к работе, — рассказала журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», — нам казалось, что воссоздание объекта такого рода невозможно». Она также уточнила, что для посетителей церковный павильон откроют в следующем году.

Редкая по красоте и изяществу отделки небольшая церковь пережила за свою 290-летнюю историю немало трагических моментов. Она оставалась действующей до 1921 года, пока весь комплекс Большого Меншиковского дворца не передали гидрографическому отделу Балтийского флота. В церкви были устроены мастерские: пространство разделили на несколько этажей, уникальный иконостас разобрали и вместе со снятой со стен живописью перевезли в подвалы Петергофа, где все это погибло во время войны. Внутренняя отделка церкви частично сохранилась, но 39 живописных полотен, иконы и сам иконостас были утрачены, о них напоминали только черно-белые фотографии и описания в старинных документах.

Внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз по прихоти очередных владельцев. Неизменным оставалось только главное украшение — резной, золоченый и серебреный иконостас работы московской мастерской Ивана Зарудного (сохранилось два подлинных иконостаса Зарудного — в Петропавловском соборе Петербурга и в Преображенском соборе в Таллине). Что касается остального, то при Меншикове купол и верхний ярус стен были полностью расписаны. При великом князе Петре Петровиче церковь реконструировал по своему проекту Франческо Растрелли: роспись убрали, на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. Окончательный вариант оформления сложился к концу XVIII века. Весь лепной декор стен: гирлянды, рокайли, головки херувимов, выполненные Антонио Ринальди — служил обрамлением для 39 живописных полотен. Запрестольный образ был выполнен художником Алексеем Травиным.

Специалисты ГМЗ «Петергоф» провели огромную научную работу: нашли большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, установили, что в Эрмитаже хранятся две подлинные иконы из Ораниенбаума, правда в очень ветхом состоянии. Мастера Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина под руководством профессора Юрия Боброва сделали точные копии исторических икон и воссоздали настенные полотна в стилистике эпохи.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», рассказал, что в процессе разбора перекрытий павильона были найдены подлинные элементы интерьера, выполненные Ринальди. «Мы их законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии. В некоторых местах, где лепка утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого скульптора», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+