Выставка Анны де Карбуччиа — редкий для Москвы пример художественного проекта на тему защиты природы. Фотографии, сделанные в разных так называемых нетронутых и в самых открыточных уголках Земли, показывают, что пластиковые бутылки и прочие напасти грозят и леднику Кхумбу на Эвересте, и мальдивским пляжам, и лесам Камбоджи.
Архитектор Ольга Трейвас устроила во дворе Московского музея современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре нечто подобное буддийскому святилищу: посетителям выставки предлагают разуться и пройти босиком по песку, которым засыпаны залы, а потом омыть ноги из двух специально смонтированных кранов.
Французско-американская художница Анна де Карбуччиа не обычный фотодокументалист, прямо на месте съемки она создает свои инсталляции-алтари. Со всех фотографий с яркими туристическими видами на нас смотрят череп и песочные часы — дань многовековой традиции натюрмортов «ванитас». И сразу становится понятно, что опасность угрожает и детенышу гиббона (их нелегально отлавливают и едят), и корсиканской пчеле, и гиппопотамам в Кении. Снимки снабжены подробными историями про исчезающие или уже вымершие виды животных и другие катастрофы, связанные с загрязнением окружающей среды.
В кадр попали и социальные бедствия. Карбуччиа посвятила одно из святилищ беженцам острова Лампедуза (сообщается, что сейчас в мире 65 млн беженцев) и даже сложила алтарь в штаб-квартире ООН — цветы и стеклянные колбы символизируют насилие над женщинами.
Директор музея Василий Церетели поблагодарил Анну де Карбуччиа и галеристку Полину Аскери за такой социально ответственный проект, напомнив, что этот год в России объявлен Годом экологии. Сама арт-активистка вскоре отправится на Байкал — и наверняка найдет там место, где необходимо положить череп и песочные часы.
Выставка проходит до 10 сентября в ММОМА на Гоголевском бульваре.