18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О «новой грамотности» на IV Уральской индустриальной биеннале расскажут 60 художников

Во время Уральской индустриальной биеннале современного искусства зрителей пустят на закрытые объекты

Тема IV Уральской индустриальной биеннале, основной проект которой откроется в Екатеринбурге 14 сентября, оказалась сложнее, чем можно было подумать. Чтобы описать, чему будут посвящены работы 60 международных художников на площадке Уральского приборостроительного завода, куратор биеннале Жоан Рибас из Музея современного искусства Серралвеш в Порту поделил ее главную тему «Новая грамотность» на три направления: «Образ как свидетель», «Хореография капитала» и «Сопротивляющееся слово».

Первое объясняет, как изображение может быть посредником между нашим воображением и действительностью. «Образы хранят больше информации, чем мы сами, вместе с тем цифровой архив эфемерен и может в любой момент исчезнуть», — пояснил куратор. «Хореография капитала» подразумевает мысли художников о движении масс, движении между странами и внутри городов, движении людей по собственной жизни. «Сопротивляющееся слово» посвящено идеям о новом визуальном и образном языке, в котором текст играет не меньшую роль, чем изображение. «Мы исследовали, как картинка вытесняет текст. Было интересно, каким может стать новый текст, может ли он собираться не только из слов и какие новые символы могут существовать в нем». Эти три метафоры будут развивать российские авторы, среди которых, например, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП, Оля Кройтор, Таус Махачева, Кирилл Преображенский, Павел Отдельнов, объединение «Куда бегут собаки». К ним присоединятся участники из 23 стран, от Палестины до Португалии, от Лондона и до Нью-Йорка. При этом среди них заявлены Дженни Хольцер и братья Люмьер.

«Новая грамотность — это результат, к которому стремится любая революция. Все лучшие умы спорят о том, куда приведет четвертая индустриальная революция. Мы подумали, почему бы четвертую биеннале не посвятить этой же теме», — отметила комиссар биеннале, глава дирекции регионального развития ГЦСИ — РОСИЗО Алиса Прудникова. Она также добавила, что пристальное внимание в этом году уделено параллельной и специальной программам, а кроме того арт-резиденциям (куратор Женя Чайка), разместившимся в индустриальных пространствах. По ним уже с 15 июля планируется запустить специальные автобусные маршруты, которые объединят 27 уральских городов, включая закрытые площадки (например, Соляные пещеры или Карагайский карьер). Задействован и московский Государственный центр современного искусства, где пройдет выставка уральских художников.

Биеннале подразумевает и проведение исследований. На симпозиуме в дни открытия основного проекта обсудят существование искусства в новых экономических условиях и построение утопии, где материальный мир полностью перейдет в цифровой. В числе прочего планируется изучить, как к современному искусству относятся рабочие, которые трудились на производствах, площадки которых стали теперь выставочным пространством для совриска. Параллельная программа пока еще формируется, но точно известно, что покажут два масштабных проекта: «Авангардная архитектура городов большого Урала» и проект «Миростроение» в Нижнем Тагиле. Обязательная для биеннале образовательная программа готовится совместно с Уральским федеральным университетом, а на перформанс-платформе пройдет серия спектаклей.

Вся эта разветвленная структура поддерживается бюджетом в размере более 30 млн руб. — это федеральные, региональные и привлеченные средства. Как отметил генеральный директор ГЦСИ — РОСИЗО Сергей Перов, «о таких бюджетах Московская биеннале молодого искусства может только мечтать». Причину этого он тоже назвал: «Сейчас мы делаем акцент на развитие искусства в регионах, а Уральская биеннале, которая в 2012 году вошла в десятку лучших мировых биеннале, — проект уникальный не только для России, но и для всего мира».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+