18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Петергоф вытащил счастливый билет

Объявлена первая в России музейная лотерея в пользу паркового комплекса.

В начале февраля запущена первая в современной России музейная лотерея «Дворцы и парки Петергофа», цель которой — привлечь средства для пополнения фонда целевого капитала музея-заповедника. Масштаб акции несравним с зарубежными лотереями, на средства от которых создавались и существуют многие великие музеи: лотерея будет региональной. По примерным подсчетам музея в эндаумент-фонд (фонд целевого капитала) Петергофа удастся пополнить как минимум на 1 млн руб. Сумма не велика, но у проекта есть и более глобальная миссия: привлечь внимание государства и граждан, побудить первое расширять рамки законов, в которых бюджетные музеи могут изыскивать внебюджетные средства, и заинтересовать вторых возможностью помочь искусству — здесь и сейчас.

Историю лотерей в Европе возводят к Средним векам. Самую знаменитую, эффективную и старую лотерею в мире — Национальную лотерею Великобритании — придумала английская королева Елизавета I в 1569 году для пополнения казны. На средства этой лотереи двумя веками позже было построено здание Британского музея. Прибыль от специальных лотерей в середине XVIII века позволила открыть Принстонский, Колумбийский и Пенсильванский университеты в США. Сейчас национальные лотереи остаются важным источником финансирования культуры и искусства в большинстве развитых стран. Самых больших успехов добилась Великобритания: на средства лотереи приобретаются произведения искусства (например, Мадонна с гвоздиками Рафаэля) и реставрируются исторические памятники (например, вал Адриана), а также существуют и развиваются Королевская опера, Королевский национальный театр, шекспировский театр «Глобус», десятки местных библиотек и маленьких музеев.

Россия по традиции шла своим путем. Екатерина II объявила лотереи государственной монополией, однако первая же затеянная ею акция провалилась. Билеты были слишком дороги, и их не смогли распродать, даже задействовав административный ресурс. Однако к концу XIX века все утряслось, и в России проводились десятки лотерей. После короткого запрета большевиками в СССР запустились разнообразные лотереи, самой знаменитой из которых была и остается лотерея «Спортлото».

В настоящее время в России действует несколько негосударственных лотерей: например, те, которые проводит некоммерческая организация «Российский фонд культуры». В 2010–2013 году фонд провел несколько лотерей в серии «Искусство», «Наследие» и «Танец», 10% дохода от которых было истрачено на финансирование целевых мероприятий: выставок, фестивалей, национальных праздников, научных симпозиумов и так далее. Доля целевых отчислений от подобных лотерей в России гораздо ниже западных аналогов, а издержки на проведение лотереи и прибыль оператора — выше.

Петергоф уже вытащил свой счастливый билетик, став одним из последних, кто успел получить разрешение на проведение лотереи. С 1 июня в России вступает в действие закон, запрещающий проведение негосударственных лотерей. Согласно новому закону право организовывать лотереи будут иметь лишь Министерство финансов и Министерство спорта.

Год тому назад министр культуры Владимир Мединский обратился с письмом к правительству, в котором просил разрешить  Минкульту проводить пять всероссийских государственных лотерей. По подсчетам ведомства за пять лет целевые отчисления от проведения этих лотерей составили бы не менее 5 млрд руб., которые можно потратить на финансирование современного искусства, кинематографии, библиотечного дела и прочее. Письм было перенаправлено на экспертизу в Минфин — и поныне там.

И вот на таком фоне Государственный музей-заповеднк «Петергоф» выступил со своей инициативой.
Это чуть ли не самый креативный, изобретательный, быстро меняющийся музей в России. Каждый сезон там открывают для публики все новые залы, дворцы и коттеджи, императорские фермы и спортплощадки. У музея подробнейший сайт, с которого можно бесплатно скачать в телефон путеводитель-навигатор, который будет водить вас по территории и считывать QR-коды, потому что в парке везде есть Wi-Fi. При этом музей нашел очень правильный баланс между традициями и новациями, ведь, в конце концов, главное в музее — это дворцы и интерьеры XVIII века. Инновации Петергофа выходят за рамки искусствоведческо-исторических. В 2011 году в музее был учрежден эндаумент-фонд, рассчитанный на долгосрочное финансирование деятельности музея. Кроме Петергофа, такой фонд есть у Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина; со-всем недавно, в начале февраля, эндаумент-фонд был создан в московском Еврейском музее и центре толерантности.

Эндаумент-фонд, в который благотворители жертвуют средства на цели развития музея, формирует целевой, или, как его иногда называют, вечный, капитал. «С точки зрения действия механизма российский эндаумент мало чем отличается от западной модели: привлеченные фондом пожертвования передаются в профессиональное управление, а полученный от этого доход тратится на нужды организации. Финансирование программ музея происходит за счет доходов от инвестирования целевого капитала, а само тело целевого капитала остается неприкосновенным», — говорит Людмила Пантелеева, начальник департамента УК «Газпромбанк — Управление активами», компании, которая как раз и управляет большей частью целевого капитала Петергофа.В наступившем году Петергоф впервые готовится использовать средства, полученные от управления своим эндаументом. Однако возникает вопрос о пополнении самого целевого капитала фонда. Вот тут-то и родилась уникальная и более чем инновационная идея лотереи. «Мы долго думали, как привлечь средства в эндаумент, и решились на музейную лотерею, первые в России. Первопроходцам всегда трудно, хотя нам и не привыкать. И конечно, здесь важна поддержка. Мы ее получили в лице нашего партнера — Газпромбанка. Теперь наша задача — быстро и успешно провести эту акцию. Мы очень надеемся, что наш опыт будет успешным и подвигнет правительство страны на новые решения по расширению инструментов привлечения внебюджетных средств», — рассказывает Светлана Добросолец, директор Фонда целевого капитала ГМЗ «Петергоф».

В начале февраля состоялся торжественный старт продаж лотерейных билетов, первым покупателем стал футболист Вячеслав Малафеев, после чего остальные билеты отправились к распространителям Петербурга. У организаторов лотереи впереди менее полугода на реализацию тиража билетов, к июню будут объявлены результаты. От того, сработает ли новый механизм сбора средств в сфере культуры и искусства, может измениться далеко не только благосостояние отдельного музея, а система в целом. - Татьяна Маркина (Ъ)

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+