Обрушение Речного вокзала, начавшееся в ночь на 8 августа, продолжилось утром следующего дня. Сейчас уже упали юго-восточная часть верхней террасы и часть верхней ротонды здания, формировавшего вид на город со стороны Волги. В правительстве Тверской области случившееся объяснили дешевизной и недолговечностью материалов, из которых была возведена постройка. Напомним, что Речной вокзал в Твери — объект культурного наследия регионального значения. Он был построен в 1935–1938 годах (архитекторы Е.И.Гаврилова, П.П.Райский, инженер И.М.Тигранов) и использовался по прямому назначению до 1990-х годов.
Член президиума тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и координатор проекта «Тверские своды» Павел Иванов в комментарии TANR подчеркнул, что местные градозащитники неоднократно обращались к руководству региона по поводу сохранения Речного вокзала. «Сколько в Твери существует градозащитное движения, столько мы занимались этим вопросом. Все петиции благополучно отсылались в Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области и там замирали. Приходили одинаковые ответы: „Ищется инвестор, скоро вокзал будет сдан в аренду и отремонтирован, но пока денег нет“. В таком ключе отвечали постоянно», — заметил он. По словам эксперта, технически восстановить здание будет чрезвычайно сложно, однако другой вариант горожане и жители Тверской области вряд ли примут. «Обида у людей огромная. Рухнуло не просто здание — разрушен образ города», — сказал Иванов.
До 2010 года объект находился в федеральной собственности, затем перешел в собственность региональную. Сейчас пользователем постройки является ГБУК Тверской области «Тверская областная картинная галерея». В 2011 году в здании вокзала под руководством галериста Марата Гельмана открылся центр современного искусства «Тверца». Тогда областной бюджет выделил средства на первоочередные противоаварийные работы, которые включали установку новой кровли ротонды с утеплением, монтаж шпиля, устройство кровли светового фонаря с установкой ограждения, ремонт железобетонного основания балкона и устройство временной водосточной системы. Предполагалось, что «Тверца» положит начало местной культурной революции, однако центр просуществовал всего полтора года: осенью 2011-го губернатором области стал Андрей Шевелев и финансирование реставрации прекратилось.
В комментарии TANR Марат Гельман уточнил, что в 2011 году для работы «Тверцы» было использовано 40% Речного вокзала — та его часть, где по технике безопасности можно было оставаться. «Половина здания уже тогда находилась в аварийном состоянии, и было понятно, что в течение трех лет необходимо проводить противоэрозийные работы. Главных проблем было две. Первая: со стороны реки здание постоянно подмывало из-за каких-то просчетов архитекторов. И вторая: тяжелый шпиль продавливал крышу. Мы провели серьезную ревизию здания, поменяли шпиль на более легкий и создали проектную документацию для реставрации всего здания, но получить деньги не удалось», — рассказал он.
В 2012 году на ремонтно-реставрационные работы требовалось 300 млн рублей — такую сумму называл проектный институт ООО «ПИ Геореконструкция», который проводил комплексное обследование Речного вокзала. Тогда же он был признан ограниченно работоспособным с участками аварийного состояния. После обрушения, площадь которого составила около 400 кв. м, на реконструкцию потребуется заметно больше. Начальник Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Михаил Смирнов заявил ТАСС, что на восстановление памятника потребуется не менее 500 млн руб. «Уже пытались найти инвестора для восстановления здания, однако в связи со сложностями его использования, ведь его нельзя перестраивать, инвестор не нашелся — это нерентабельно для бизнеса», — сказал Смирнов. Однако он добавил, что сносить вокзал не будут, планируется восстановление постройки.
Как сообщают местные СМИ, нынешний глава региона Игорь Руденя поручил провести экспертизу состояния обрушившегося здания, после чего будет принято решение о его дальнейшей судьбе.